При выявлении возможности войны должно приниматься во внимание следующее:
· возможные поводы к войне (они необходимы для ее пропагандистского обеспечения);
· обстоятельства, которые могут привести к случайному столкновению, способному перерасти в полномасштабный военный конфликт;
· военные настроения;
· заблаговременные военные приготовления;
· непосредственные военные приготовления.
Заблаговременные военные приготовления:
· развитие отраслей науки, обеспечивающих вооружение, ведение войны;
· развитие отраслей промышленности, производящих средства ведения войны;
· расширение производства продукции двойного применения (т. е. военного и невоенного);
· стремление к самообеспечению основными видами сырья;
· создание запасов сырья, в отношении которого самообеспечение невозможно;
· строительство зданий, сооружений, коммуникаций с расчетом на то, чтобы эти объекты меньше страдали в боевых действиях и могли использоваться в военных целях.
Указанные приготовления имеют место лишь в предположении БОЛЬШОЙ войны. Нападение на слабого противника таких приготовлений не требует.
|
|
Возможные действия государства, готовящего нападение:
· усиление недружественной пропаганды;
· высказывание конкретных обвинений и требований;
· активизация недружественной дипломатической деятельности;
· расширение разведывательной и подрывной деятельности;
· минимизация количества своих граждан, транспортных средств, денежных вкладов и т. п., находящихся в стране, на которую предполагается напасть;
· передислокация военных частей.
Сторона, вознамерившаяся напасть, может осуществить часть подготовительных мероприятий под каким-нибудь предлогом (или осуществить разные мероприятия под разными предлогами).
Недружественная пропаганда, которая была бы полезна как средство обеспечения начала войны, зачастую имеет место и в ситуациях, когда военные действия не планируются. Сильная сторона потенциального вооружённого конфликта может доводить недружественную пропаганду до высокого уровня накала для того, чтобы оказать дипломатическое давление, а не для того, чтобы подготовить своё общество к началу военных действий.
Вообще, все непосредственные приготовления к войне со стороны заведомо более сильного противника могут быть инструментом давления, а не подготовительной фазой войны, тогда как противник, который не имеет явного превосходства в силе, при отсутствии значительной военной угрозы будет избегать выглядеть непосредственно готовым к боевым действиям.
При правильной организации военного дела государство способно начать войну совершенно внезапно, без сколько-нибудь значительной непосредственной подготовки, а необходимые меры обеспечения военных действий принять уже после их начала. При таком подходе возможность своевременного обнаружения угрозы будущей жертвой нападения минимальна.
|
|
Очень важное значение имеет то, как примут войну другие государства: требуется, чтобы они не были настроены решительно вступиться за жертву нападения. Поэтому политическая изолированность государства - наиболее существенный признак того, что риск нападения на это государство велик.
При оценивании возможности войны следует делать скидку на некоторую иррациональность политики: субъекты далеко не всегда поступают сообразно своей наибольшей выгоде - такой, какой она выглядит со стороны.