Специфические расстройства развития речи и языка

Специфические расстройства развития речи являются одними из частых видов вербальной патологии у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, однако до последнего времени нет единого мнения о причинах развития этих нарушений, что, естественно, затрудняет изыскание наиболее эффективных этиопатогенетических методов лечения и психолого-педагогической коррекции данного дефекта.

Таким образом, выявление основных факторов риска при каждой форме специфических расстройств речи является одной из актуальных проблем современной медицины.

К специфическим расстройствам речи относятся: расстройства артикуляции речи, экспрессивной и рецептивной речи, приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера).

Рассмотрим их основные клинические проявления.

Специфические расстройства артикуляции речи.

В основе данной патологии лежит задержка психологического развития, обусловленная интеллектуальным дефицитом и недостаточной воспитательной работой над речевыми навыками ребенка.

Клиника заболевания характеризуется неверным, искаженным воспроизведением фонем, особенно во вновь приобретенных словах, в сложных предложениях и при быстрой речи. Степень выраженности специфических расстройств артикуляции речи зависит от количества искаженных фонем.

Как правило, преимущественно искажаются фонемы, осваиваемые на более поздних этапах речевого развития, в норме к 4 годам (з, л, р, ф, ч, ш).

Искаженное воспроизведение обусловлено неправильным положением языка при «выговаривании» фонем, в результате чего может появляться свист или «шипение».

По данным Ю.В. Попова и В.Д. Вида (2000), распространенность расстройства составляет около 10% среди детей в возрасте до 8 лет и примерно 5% - в возрасте старше 8 лет, причем у мальчиков данное расстройство встречается в 2—3 раза чаще, чем у девочек, без существенной разницы в тяжести протекания заболевания.

Правильная коррекционная работа с такими детьми примерно в течение 1 года приводит к полному исчезновению нарушений артикуляций речи, однако для поддержания положительного эффекта необходима дальнейшая постоянная и повседневная работа окружающих (родители, педагоги, воспитатели) над речевыми навыками ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: