Забота - название для комплекса чувств и отношений человека, всерьез задумавшегося о своей жизни и о том, какое течение она приняла. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 193] выделяет в заботе клиента четыре грани: боль, надежду, ориентацию и внутренние обязательства. На практике все подсистемы заботы одновременно и оптимальным образом работают редко. Если бы они работали как надо, работа психолога была бы не нужна. Чаще всего проявляется более или менее ощутимо только боль. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 194] описал следующие возможные реакции специалиста, оказывающего воздействие, для того чтобы использовать параметры заботы в работе с клиентом:
1. Понимание боли клиента. Консультант реально воспринимает боль клиента, чувствует ее всем телом, понимает ее власть над клиентом, то, как она мешает его полноценному функционированию, то, как он ее боится. Это делается для того, чтобы клиент не пошел по пути отрицания своей боли.
2. Понимание надежды клиента. Обращение к психологу свидетельствует о том, что у клиента есть некоторая надежна на возможное улучшение. Тем не менее для многих клиентов характерно отрицание надежды, что является их защитным механизмом. Психологу так или иначе предстоит вступить в конфронтацию с этим отрицанием.
3. Мобилизация обязательств клиента. Клиента необходимо настроить на обязательства по отношению к своей проблеме или заботе. Речь идет о частоте встреч, о затратах, о необходимости прилагать усилия, выполнять то, что необходимо.
4. Пробуждение внутренней ориентации. Речь идет о замене ориентации на изменение других на ориентацию на изменение себя, на анализ себя
В заботе специалиста, оказывающего воздействие, Дж. Бьюдженталь [2001, с. 208] описывает следующие четыре грани:
1. Потребности специалиста, оказывающего воздействие. Речь идет о потребности выполнять свою работу. Если, например, у психолога нет такой потребности, то он должен оставить работу. Одной из самых главных потребностей специалиста, которые можно удовлетворить в психологической работе, Дж. Бьюдженталь [2001, с. 209-210] считает ощущение причастности к тому, что человек, с которым ты установил глубокие отношения, начинает жить заново, полнее реализует силы или же достигает большей внутренней умиротворенности.
2. Видение специалиста, оказывающего воздействие. Речь идет о том, что у психолога формируется в процессе работы ощущение или образ той личности, которая скрыта в клиенте. Это интуитивное представление о том, каким может стать клиент, если совместная работа будет максимально эффективной.
3. Присутствие специалиста, оказывающего воздействие, т.е. быть по-настоящему доступным и по-настоящему экспрессивным. Признаком потери присутствия является ощущение скуки.
4. Сензитивность специалиста, оказывающего воздействие.
В развитой форме сензитивность означает:
· возможность различать такие оттенки чувств и смыслов, которые совершенно недоступны любым попыткам внешней фиксации;
· делать такие выводы, которые до тонкости совпадают с переживаниями клиента и которые невозможно выразить словами;
· так формулировать свои интервенции, чтобы они полностью совпадали с потребностями клиента как актуальными, так и долговременными.
Такая сензитивностъ формируется благодаря:
1) разнообразному жизненному опыту (часто горькому), существенно превышающему опыт среднего человека;
2) обучению и супервизии.
Сензитивность является продуктом разнообразных человеческих контактов, открытости перед эстетической стороной жизни, близким знакомством с экзистенциальными условиями собственного существования. Возраст может порождать ригидность, которая противоположна сензитивности; и вообще, возраст - не гарантия развития.