После завершения проверки голоса и дополнительных обследований начинают лечение. Наша программа лечения нарушения голоса состоит из четырех отдельных фаз [Wilson D. К., 1983]. В качестве примера здесь приведено краткое содержание программы лечения дисфункции гортани.
Фаза I. Введение в голосовую терапию
Основные задачи этой фазы — анализ результатов вспомогательных исследований, осуществление аудио- и видеозаписи речи ребенка. Ребенку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.
Фаза II. Анализ голоса
Завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.
Фаза III. Изменение голосового поведения
Эта фаза включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенча-той терапии ребенку объясняют ее сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение. Целью каждой лечебной процедуры является изменение определенных характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.
|
|
Фаза IV. Постановка хорошего голоса
При многих нарушениях для получения и закрепления хорошего голоса в фазе IV необходимо использовать специальные технические приемы. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертен-зии и достижение сбалансированного мышечного тонуса; применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков.