1. Под психологическом тренингом понимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмоциональной и физиологической саморегуляции и самоконтроля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодействия, а также коммуникативных и профессиональных умений.
Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга:
• соблюдение ряда принципов групповой работы;
• оказание участникам группы психологической помощи в саморазвитии в большей степени через других членов группы;
• относительное постоянство состава группы;
• четкая пространственная организация группы;
• акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте "здесь и теперь";
• применение активных методов работы, предполагающих участие всех членов группы;
• озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний;
• создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы. В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и является канвой, основой тренинга.
Критерии для классификации парадигм тренинга:
• степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы;
• уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве;
• степень осознанности участников группы.
Выделяются следующие парадигмы тренинга:
• жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга;
• тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков "извне") — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осознания проблем участниками тренинга.
2. На сегодняшний день в литературе не существует единой классификации видов психологических тренингов, но можно выделить следующие наиболее популярные виды групповой тре-нинговой работы:
• тренинга развития саморегуляции;
• коммуникативные тренинга;
• тренинги личностного роста;
• обучающие тренинги.
3. Тренинги развития саморегуляции представляют собой специально организованные группы, целью которых является:
• развитие у участников группы самоконтроля и управления своими физиологическими функциями;
• оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня психологического напряжения;
• формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессовым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию.
4. Коммуникативные тренинги представляют собой группы, имеющие довольно обширную область прорабатываемых проблем, связанных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми.
Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компетентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и директивные методы воздействия.
Психосоциальный тренинг решает следующие задачи:
• повышение социальной чувствительности (сензитивности) участников, предполагающей умение более тонко понимать окружающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии
других людей;
• формирование у них умения строить более продуктивные взаимоотношения с окружающими;
• развитие у участников группы навыков общения и использования более адекватных способов адаптации в среде.
Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга:
• ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навыка или исследование какой-то части себя;
• групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой;
• поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию нежелательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директивные, жесткие методы руководства и воздействия, часто основанные на различного рода подкреплениях.
5. Тренинги личностного роста представляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон личности участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе.
Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста:
• динамическая, к которой относятся психодраматическое группы;
• гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджерса, гешталът-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга;
• когнитивная, где основной упор направлен на развитие когнитивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения.
В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги. ориентированные на развитие конкретных параметров роста:
• тренинг уверенности в себе, основанный на положениях поведенческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках:
- самоутверждение, выраженное в действиях индивида, определяет его самоуважение и служит формированию позитивной. Я-концепции;
- поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверенное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе;
• тренинг самоутверждения, имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличительные особенности:
- уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику;
- имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях;
• тренинг сензитивности, основанный на гуманистических тенденциях в групповой психотерапии и ориентированный на достижение следующих целей:
- общее развитие компетентности в общении;
- усиление чувства самоидентичности;
- развитие у участников способности понимать других людей: видеть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение;
- развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведение других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики.
6. Обучающие тренинги представляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для общения с людьми, при этом обучение участников происходит на основе приобретения ими нового опыта.
В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп:
• группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов;
• группы повышения профессионального уровня тренеров, работающих с различными психологическими группами;
• обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ролевые игры для оценки способностей и потенциала работников и др.;
• обучающие группы для линейного персонала, предполагающие отработку навыков взаимодействия с людьми, например тренинг продаж или тренинг телефонных переговоров и т. п.