Только в единстве научной теории и социальной практики, в их взаимном обогащении возможен поиск более эффективных форм и средств решения кадровых вопросов

Следует подчеркнуть, что в современных условиях выросла потребность в выработке новой кадровой политики, новой системы работы с кадрами, на всех уровнях управления, особенно на муниципальном1.

Дело в том, что на муниципальном уровне гражданское общество и его институты: семья, школа, трудовые коллективы, церковь, местное самоуправление, общественные молодежные организации и движения — выступают своеобразным «ситом», с помощью которого выявляются и отбираются управленческие таланты, формируются не только профессиональные, но и личностные качества будущего управленца. Именно на этом уровне можно оценить не только итоги деятельности, но и управленческий потенциал.

Как показывает мировой опыт, оздоровление кадровой политики началось с «низших этажей управления», с формирования института муниципального менеджмента, когда в сферу управления в массе своей пришли творчески одержимые люди. Получив хорошее управленческое образование, инновационный управленческий опыт, они пополнили затем высшие этажи управления.

Можно сказать, что в этом суть управленческой революции, которая произошла на Западе и оказалась непонятой в России, прежде всего элитой управления, которая не ответила ни на один вызов времени и на необходимость освоения принципов стратегического антикризисного управления, которые используются на уровне каждого муниципального образования, каждой фирмы.

Так, например, введение специальности «Развитие местных сообществ» в университетскую систему образования в США относится к 1947 году. Сегодня подобные курсы читаются в 80 американских университетах; в 39 высших учебных заведениях выдают дипломы по специальности «развитие местных сообществ», ведется подготовка магистров по этой специальности.

Наблюдается тенденция специализации в подготовке профессионалов по развитию местных сообществ. Наиболее широкое распространение получили такие специальности как:

Þ планирование развития местных сообществ;

Þ экономическое развитие местного самоуправления;

Þ проблемы городов, в том числе — малых и больших;

Þ развитие села;

Þ местное самоуправление.

Развиваются и другие направления:

Þ социальное развитие местного самоуправления;

Þ образование в местном самоуправлении;

Þ исследование местного самоуправления;

Þ работа с молодежью в местном сообществе и др.

Характерно, что «молодая профессия» специалист по развитию местного самоуправления — базируется на фундаментальных науках (философия, социология, география, архитектура), но заимствует из них элементы прикладного характера. В результате специалист в этой области умеет сочетать знания и практические навыки, например связывает рациональное планирование с умением реализовать, «продать» идею.

Такой прагматический подход приближает управленца общего профиля к муниципальному менеджеру, который способен работать в условиях местного рынка, искать нестандартные решения экономических и социальных проблем, владеть искусством «управления без власти».

Между тем, как показывает анализ, большинство управленческих кадров на местах имеют техническое образование, инженерное или сельскохозяйственное. Они нуждаются в расширении знаний по социальному управлению, но не могут их получить на местах. Такая возможность только появилась, но в России пока нет стройной системы муниципального знания (муниципальное хозяйство, муниципальное право, муниципальная собственность и т. п.), отсутствуют учебники и методические пособия в этой области.

На муниципальном уровне пока не сложилось стройной системы необходимых знаний в этой области управления, отсутствует система выявления, подготовки и выдвижения кадров муниципального управления.

Между тем, необходима команда управленцев — единомышленников разного профиля для соответствующего уровня социально-экономического развития муниципального образования. Будущему управленцу предстоит из возможного набора специализаций (управление стратегическое, персоналом, сельским хозяйством, промышленностью, муниципальной собственностью, сферой отдыха, торговлей) выбрать одну или несколько, пройти соответствующее обучение и, на основе социального заказа своего местного сообщества, пополнить кадровый корпус органов власти на местах.

Подобная подготовка специалистов по муниципальному развитию (управлению) в нашей системе высшего образования отсутствует, что лишает систему кадровой политики ее важнейшего звена — муниципального кадрового ресурса, который сегодня является определяющим. Ведь от его развития зависит состояние и качество кадрового ресурсного потенциала регионов и «центра».

Зарубежный опыт свидетельствует, что практическая реализация кадровой политики во многом зависит от зрелости муниципальных сообществ.

Последние далеко не автоматически реализуют принципы государственной кадровой политики, а творчески применяют их с учетом местных особенностей, вырабатывая свою кадровую политику, которая не только способствует реализации основополагающих положений, но и наполняет их живым содержанием, ведет к обогащению и развитию.

Следовательно, муниципальная кадровая политика является одним из основных средств достижения социальных целей, повышения эффективности функционирования системы муниципального управления и реализуется путем формирования и востребованности кадрового состава, обладающего необходимыми качествами служения государству и населению муниципального образования.

Видимо, муниципальную кадровую политику, как часть муниципальной науки еще предстоит создать в России. Поэтому при отсутствии достаточного собственного опыта весьма полезно изучить западный, особенно в области технологий обучения и развития муниципальной науки. Этим вопросам посвящена следующая глава, которая в учебном процессе может быть рассмотрена в рамках одного занятия, где вопросы для повторения и обсуждения являются общими.

Вопросы для повторения

1. Возрастание роли муниципальной кадровой политики в управлении.

2. Основные направления муниципальной кадровой политики.

3. Насколько эффективной является муниципальная кадровая политика?

Вопросы для обсуждения

1. В какой мере возможно использование западного опыта в области муниципальной кадровой политики применительно в условиях России?

2. В чем особенности муниципальной кадровой политики?

3. Чему, на Ваш взгляд, следует учить будущих муниципальных управленцев, какие качества личности им необходимы прежде всего для эффективной управленческой деятельности в местных сообществах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: