Междисциплинарного экзамена
Раздел I. Общепрофессиональные дисциплины
Социально-культурная деятельность:
История, теория, технологии
1. Формирование общественного просветительства и развитие художественного творчества в России в XVIII – XIX вв.
Социально-исторические предпосылки возникновения общественного просветительства и внешкольного образования. Значение Петровских реформ для судеб отечественной культуры. Характерные черты культуры нового времени: светский характер, открытость культуры как системы, развитие рационализма в общественном сознании, национальное своеобразие. Создание светской школы. Формирование системы культурно-досуговых учреждений: открытие библиотек, книжных лавок, естественно-научных музеев. Издание книг и периодики. Развитие форм высшего образования. Культурно-досуговые формы общения в дворянской и купеческой среде. Социально-культурные объединения и их роль в культурной жизни общества. Праздники, маскарады, карнавалы и др.формы празднично-обрядовой культуры XVIII – XIX вв.
Просветительство и художественное творчество в России на рубеже ХIХ – ХХ вв.
Деятельность демократической и либеральной интеллигенции по развитию народного образования. Высшее женское образование. Распространение частных учебных заведений. Деятельность крупных книгоиздателей – А.С. Суворина в Санкт-Петербурге и С.Д. Сытина в Москве. Рабочие курсы, народные университеты, просветительские общества – новые формы общественно-просветительской работы. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества. Возрастание роли театра в жизни общества. Народный театр. Появление новых форм музыкального просвещения. Социально-культурные объединения и их роль в культурной жизни общества.