Денежная реформа

Представляет из себя преобразование денежной системы государства (полное или частичное) с целью нормализации и закрепления обращения денег. Денежные перестройки выполняются разными методами, это зависит от экономической и политической обстановки в стране, от уровня обесценения денег, а также от государственной политики.

1. Нумификация

Это признание государством обесценившихся денег недействительными, т.е. их аннулирование и введение новой валюты (в данном случае меняется денежная единица). Например, такая мера была принята в Германии в 1924 г.

2. Реставрация (ревальвация)

Данная мера выражается в увеличении курса валюты национальной по отношению к валютам иностранным, а также к счетным денежным единицам международного уровня. До отмены золотого содержания при ревальвации (реставрации) одновременно повышалось металлическое содержание денежных единиц. Пример использования такой реформы – Англия в 1925-1928 гг., тогда было возрождено золотое содержание Фунта Стерлинга, преобладавшее в довоенный период.

3. Деноминация

Это укрупнение, увеличение масштаба цен при котором прежние денежные знаки размениваются на новые с единовременным пересчетом в таких же пропорциях цен, заработной платы, тарифов и т.д. Деноминация проводилась в России в 1998 г. и во Франции в 1958-1960 гг.

  1. Кредитно-денежная политика в условиях рыночной экономики.

Кредитно-денежная политика — это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы. Кредитно-денежная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.

Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели. К ним относят:

  • быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
  • низкую безработицу;
  • стабильные цены;
  • устойчивый платежный баланс.

Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внеш­неторговой и другими видами политики, является важным правлением экономической политики государства.

Промежуточные цели. К ним относят:

  • денежную массу;
  • ставку процента;
  • обменный курс.

Эти цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и реализуются в рыночной экономике Посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики Центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.

Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

  • лимиты кредитования;
  • прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, Центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях. Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение. Уменьшение нормы обязательных резервов действует наоборот.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

  1. Финансы и финансовая политика как инструмент государственного регулирования

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование целевых денежных фондов субъектов хозяйствования для решения экономических, социальных и политических задач общества и выполнения функций государства.

Выделяют следующие функции финансов:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

По содержанию финансовая политика предполагает:

  • разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
  • создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:

  • достижение социальной стабильности в обществе;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования кредитной системы;
  • поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
  • достижение финансовоэкономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
  • создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика классифицируется: по сроку действия (текущая и долговременная); по способу регулирования финансовых отношений внутри финансовой системы (дефляционная – в целях снижения деловой активности и рефляционная – в целях повышения деловой активности); по инструментам воздействия государства на функции финансовой системы страны(бюджетная, налоговая, валютная, кредитная, социальная, учетная (дисконтная), инвестиционная, по управлению финансами).

Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, направленных на обеспечение эффективных условий экономического и социального развития.

Используется для реализации финансовой политики.

Организация финансового механизма включает:

  • создание органов управления финансами;
  • построение структуры аппарата управления;
  • разработка методов, инструкций, норм и нормативов, определяющих взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами.
  1. Государственный бюджет и государственный долг.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

на политические цели:

  • расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.;
  • расходы на содержание аппарата управления государством.

на экономические цели:

  • расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
  • расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

на социальные цели:

  • расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);
  • расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

2. Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

  1. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике. Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

  1. Сущность, содержание и принципы социальной политики государства

Социальная политика - это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния.

Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан РФ на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.

Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Отметим среди этих принципов социальной политики государства наиболее важные:

  • Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социальная справедливость — это также и реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности и создание условий для ее развития.
  • Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.
  • Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
  • Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости. Особенно остро в наше время обозначилась проблема социальной реабилитации невинно пострадавших (жертвы войны, репрессий, катастроф, стихийных бедствий, аварий и т.д.). Сюда же к социальной реабилитации тесно примыкает социальная благотворительность.
  • Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью.
  • Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.
  • Сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства.

Социальная политика - это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

  1. Социальная защита, гарантии и поддержка населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

  1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
  2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

· гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

· общедоступность и бесплатность образования;

· минимальный размер оплаты труда;

· минимальный размер пенсии, стипендии;

· социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

· пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

· ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя

желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

  1. Импортно-экспортная политика как реализация стратегии внешней торговли: формирование оптимальной продуктовой структуры; протекционистская поддержка государства.

В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут помочь стране достичь высоких результатов или, наоборот, ухудшить ее положение. Чтобы последнее не произошло, нужно знать инструменты внешнеэкономического регулирования и умело пользоваться ими.

Существуют основные правила, регулирующие торговлю. Они разработаны соответствующими организациями. Они не приказывают государствам поступать так или иначе, а призваны противостоять протекционизму, способствовать либерализации, т. е. обеспечивать всем равные условия.

Для регулирования внешней деятельности государство использует следующие основные методы:

1) таможенные тарифы;

2) ограничения нетарифного характера;

3) различные формы стимулирования экспорта. Правительство использует те или иные инструменты в зависимости от ситуации.

По отношению к импортной политике применяются таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное таможенное ведомство. При этом цена, по которой данный товар будет продаваться в этой стране, будет выше общемировой. Таможенные пошлины могут взиматься либо из расчета фиксированной суммы с единицы измерения, либо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так как цена возрастает. Но это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае у него есть преимущество – более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать возможные последствия и принять решение об их необходимости.

Существуют тарифы не только на ввозимую, но и на вывозимую продукцию. Они применяются в том случае, если цены на товар, производимый в этой стране, по каким-либо причинам ниже общемировых. Государство в этой ситуации ограничивает экспорт для того, чтобы не допустить падения предложения необходимого товара на внутреннем рынке.

Кроме установления тарифов, существуют и другие методы, с помощью которых государство регулирует внешнеторговую деятельность. К ним относятся квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии, международные картели, экономические санкции, демпинг.

Квотирование представляет собой количественное или стоимостное ограничение продукции, предназначенной для ввоза или вывоза за границу. Квоты, направленные на ограничение импорта, позволяют создать более благоприятные условия для отечественных производителей – снизить конкуренцию на внутреннем рынке.

Также в некоторых случаях государство оставляет за собой право на осуществление какой-либо деятельности.

Оно воздействует на движение капитала. С одной стороны, оно заинтересовано в привлечении инвестиций, т. е. в импорте капитала, а с другой – необходимо защищать свои интересы, например через установление максимально возможной доли иностранного капитала на предприятиях.

Добровольные экспортные ограничения. Действие этого инструмента заключается в том, что страна, импортирующая определенную продукцию, устанавливает определенные ограничения, с которыми соглашается экспортер. Но в большинстве случаев экспортер вынужденно берет на себя обязательства по ограничению.

Происходить это может по разным причинам: из-за политического давления или из-за угрозы в случае отказа применения более жестких мер, носящих протекционистский характер.

Экспортные субсидии – льготы, предоставляемые государством производителям для увеличения вывоза продукции. В результате подобных мер производителям становится выгоднее реализовывать свою продукцию на внешнем рынке. Эти субсидии могут носить прямой или косвенный характер. К ним относятся льготное кредитование экспорта, субсидирование экспорта, предоставление экспортерам налоговых льгот и т. д. Эти меры запрещены к использованию, но некоторые государства их все же используют, что может негативно отразиться на их репутации в мировом сообществе.

Демпинг представляет собой явление, когда экспортер продает на мировом рынке свой товар по такой цене, которая ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке. Демпинг возникает вследствие государственной политики или из-за монопольного положения фирмы-экспортера.

Международные картели – такие объединения экспортеров, которые с помощью определенных мер ограничивают конкуренцию между производителями для установления цен, выгодных только для этой группы производителей. Добиваются они этого посредством контроля за объемами производства. Это возможно в тех отраслях, где существует ограниченное количество продавцов и спрос по цене неэластичен. Примерами могут служить сельскохозяйственные и сырьевые рынки.

Экономические санкции – наиболее радикальная из всех мер. Она означает запрет на ввоз из какой-либо страны или вывоз куда-либо продукции. Эти меры могут применяться в различных ситуациях. Но, как правило, торговое эмбарго вводится по политическим мотивам. А в случае соответствующего решения ООН санкции к определенной стране могут применяться коллективно.

Эти инструменты являются основными в регулировании внешнеторговой политики, но существует и множество других: административное регулирование, установление стандартов качества, норм безопасности и т. д. В любом случае они, как правило, направлены на защиту отечественного производителя.

  1. Валютное регулирование: цели и инструменты. Валютный курс: понятие; факторы и методы регулирования.

Валютное регулирование - широкое понятие, включающее в себя установление соотношение внутренней валюты и важнейших иностранных валют, обращение иностранной валюты внутри страны, международные расчеты, система обязательных платежей в валюте, влияние валютного регулирования на экономическую динамику и пр.

В условиях современной экономической системы осуществляется как рыночное, так и государственнике регулирование валютных отношений.

Рыночное валютное регулирование - установление валютных отношений и пропорций на рынке под спроса и предложения. Действие законов спроса и предложения в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных потоков валют потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Государственное валютное регулирование предполагает активную роль государственных органов в формировании валютных соотношений и пропорций. Применение им специфических методов и инструментов воздействия, не всегда совместимых с рыночными.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных сторон рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда обязано сохранять валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

На разных этапах развития экономики страны на первый план выдвигаются конкретные цели валютной политики, а именно:

- преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;

- преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты;

- либерализация валютных операций.

Способы проведения валютной политики можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое валютное регулирование реализуется путем принятия законодательных актов, постановлений и действий исполнительной власти. Косвенное валютное регулирование осуществляется с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней. В качестве таковых можно выделить:

  • частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  • органы государственной власти субъектов Федерации;
  • федеральные органы государственной власти (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  • межгосударственные финансовые организации.

По форме проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса. валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Применяются следующие методы проведения валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и ревальвация.

Дисконтная политика - изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе, в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты "центральный банк продает, а для снижения - скупает инвалюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется ныне преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Валютные ограничения - представляют собой различные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности речь может идти о таких способах регулирование степени конвертируемости валют как установление валютного коридора, установление режима валютного курса и пр.

Формирование валютного курса – многофакторный процесс. Валютный курс зависит от ряда факторов:

- уровень инфляции в стране;

- покупательная сила валюты;

- состояние платёжного и торгового баланса;

- процентные ставки;

- доверие к валюте;

- уровень мировых цен на нефть.

Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентноспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного обращения и весь воспроизводственный процесс. Снижение валютного курса национальной валюты может быть вызвано инфляцией. Важное экономическое значение валютного курса предопределяет необходимость его государственного регулирования.

Виды режимов валютного курса:

1) Режим фиксированного валютного курса – ЦБ устанавливает курс национальной валюты по отношению к валюте к-л одной страны, или к нескольким валютам, при этом ЦБ может устанавливать различные валютные курсы по отдельным операциям (Россия до 1992 г). Курс остаётся неизменным в течении продолжительного времени.

2) Режим плавающих курсов – курс устанавливается рынком и он относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту.

3) Режим «валютного коридора» - ЦБ устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса (Россия 1995 – 1996 гг).

4) Режим скользящей фиксации – ЦБ ежедневно устанавливает валютный курс.

5) Режим совместного плавания валют – курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: