Любой метод психологического исследования требует профессиональной подготовленности, точности в применении, строгости в анализе и толковании полученных данных, большой осторожности в выводах. Поэтому практиканту следует придерживаться определенной стратегии действий:
· внимательно ознакомиться с текстом предлагаемой методики и разобраться в сути экспериментального задания;
· прежде чем приступить к эксперименту, необходимо составить речевую инструкцию. Она должна быть четкой, краткой, доступной, учитывать возраст и не меняться на протяжении всего эксперимента;
· следует заранее подобрать необходимый стимульный материал, мысленно представить ход эксперимента, позаботиться об организации комфортных условий проведения исследования;
· для апробации методики рекомендуется провести опыты на себе и другом практиканте, чтобы обрести уверенность обращения с экспериментальной ситуацией, зафиксировать результаты в тетради;
· в каждом конкретном случае нужно предварительно продумать наиболее удобную форму ведения протокола, которая зависит от задач, поставленных в исследовании;
|
|
· только после такой подготовки можно приступать непосредственно к сбору фактического материала. Очень важно проявить умение исследователя регистрировать ход эксперимента, т.е. протоколировать свои вопросы к испытуемым, их ответы, особенности поведения исследуемых и прочие важные детали ситуации;
· при проведении экспериментальных процедур необходимо придерживаться и соблюдать правила психодиагностики;
· после тщательного изучения протоколов следует заняться обработкой полученных данных, т.е. их количественном подсчетом и качественным анализом. На основе обобщения результатов сделать определенные выводы, в которых раскрыть возрастные и индивидуальные особенности изучаемого психического процесса и наметить оптимальные пути его коррекции, развития, совершенствования.