Общие цели реформы власти

I. Реформа власти

Обобщенный диагноз болезни современной российской государственности формулируется как несоответствие организации и механизма функционирования государства тем задачам, которые оно обязано выполнять. Это проявляется в следующем:

- жизнь, здоровье, имущество граждан не защищены в должной мере от преступных посягательств;

- отсутствуют твердые гарантии выполнения государством взятых на себя социальных обязательств (нерегулярная выплата пенсий, пособий, заработной платы бюджетникам);

- острые социальные проблемы (такие, как бедность, детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания и др.) не становятся приоритетами государственной политики, где концентрируются усилия государства;

- граждане не имеют эффективных средств защиты от произвола со стороны чиновников (причем произвол приобрел массовый характер на региональном и местном уровнях), а также от произвола со стороны частных работодателей;

- государственный аппарат поражен коррупцией;

- предпринимательская энергия людей гасится чрезмерным государственным регулированием, отсутствием отделенности власти от бизнеса, незащищенностью прав собственности;

- безнаказанность за нарушение Конституции и закона стала одним из ярких элементов образа власти;

- отсутствует предсказуемость власти, общество лишено возможности реализовывать механизм политической ответственности.

Эти проявления в целом воспринимаются обществом как слабость государства. Однако на самом деле власть слаба выборочно. Ее решения, отвечающие интересам отдельных групп влияния (крупных финансово-промышленных групп, влиятельных должностных лиц и т.п.), проводятся в жизнь достаточно быстро и жестко. Когда же речь идет об удовлетворении интересов общества, крупных социальных групп, защите прав гражданина, властные структуры становятся анемичными, неумелыми, а их действия – раскоординированными.

Есть два основных пути преодоления нынешнего состояния, укрепления российской государственности. Первый путь предполагает наращивание силы государства посредством усиления его аппарата принуждения (армии, полиции, спецслужб) и восстановления командно-административного типа управления. На этом пути неизбежен рост численности государственного аппарата, тенденция к централизации и, в конечном итоге, концентрация власти в одних руках. Такой путь позволяет временно повысить степень управляемости, поскольку движущим мотивом для исполнительности является страх. Но этот путь не только объективно ведет к сворачиванию демократических начал, что особенно опасно для нашего посттоталитарного общества, где не развито гражданское самосознание, но и предполагает мобилизационную модель экономики, для которой у России уже нет ресурсов. А главное, общество сможет почувствовать эффект только на очень короткий срок (пока будет действовать синдром контраста). «Эффективность управления» быстро становится самоцелью для государства и народ превращается просто в людской ресурс для реализации замыслов вождей.

Поэтому стратегические интересы развития России требуют второго пути к сильному государству, когда сила государства понимается исключительно как сила права. Страна уже несколько лет пытается идти по нему, но до сих пор в большей степени формально. Базовые принципы и институты демократии (разделение властей, идейный и политический плюрализм, всеобщие выборы и т.д. и т.п.), как подтверждает наш собственный опыт, сами по себе еще не гарантируют их наполнение демократическим духом, прежде всего уважением к правам человека и к праву вообще. Эти принципы и институты – только необходимый фундамент, на котором необходимо возведение довольно сложных конструкций правового демократического государства. В создании или достройке этих конструкций и состоит смысл реформы власти. Отсюда вытекают основные цели этой реформы.

Первая цель – превращение государства в эффективный инструмент общества. Индикаторами ее достижения являются: 1) наличие стабильного правового регулирования, основанного на общественном заказе, и безотказное включение механизмов ответственности за неисполнение правовых норм; 2) экономический рост с обеспечением его качества; 3) существенное улучшение социальных показателей (прежде всего, средней продолжительности жизни, уровня рождаемости, качества всех видов образования, здравоохранения, социального обеспечения); 4) рост материального благосостояния российских граждан.

Однако государство (его публично-властные институты) может лишь инициировать реформу власти. Но в среднесрочном, а тем более долгосрочном плане эта реформа захлебнется, если общество будет по-прежнему рассматриваться как объект, а не субъект экономических, политических и социальных процессов. Смысл демократических институтов и состоит в обеспечении обществу возможности контролировать власть и воздействовать на нее. Поскольку государство служит публично-властной формой интеграции и организации общества (народа), постольку оно должно представлять и защищать общие интересывсех членов общества. Главной проблемой сегодняшней России является не только отсутствие осознания этой глубинной связи, но и отсутствие проявлений этой связи в практической деятельности органов государственной власти. Власть по многовековой традиции воспринимает народ в качестве подданных, но никак не граждан, для которых и на деньги которых государственный аппарат занимается своей профессиональной деятельностью.

Отсюда следует вторая стратегическая цель реформы: преобразование публичной власти из «власти начальства» в систему служения обществу. Эта цель может быть выражена формулой – ПРЕВРАЩЕНИЕ РОССИЯНИНА ИЗ ПОДДАННОГО В ГРАЖДАНИНА. Индикаторами достижения данной цели являются: 1) положительная динамика уровня доверия общества к власти, выявляемая социологическими методами; 2) реальная вовлеченность структур гражданского общества в процесс подготовки и принятия решений («демократия участия»); 3) мировоззренческая (ценностная) определенность государства, наличие целей развития страны; 4) предсказуемость и прозрачность процесса принятия государственных решений.

Россия характеризуется в статье 1 Конституции РФ не только как правовое и демократическое, но и как федеративное государство. Все эти характеристики не могут существовать в отрыве друг от друга. Невозможно поэтому вести речь о реформе власти, имея в виду реформирование только федерального уровня. В противном случае не будут достигнуты две главные цели, названные выше. Больше того, они имеют смысл лишь при обеспечении единства основных стандартов прав российских граждан, в каком бы уголке страны они ни жили и ни находились.

Проблема упорядочивания взаимоотношений между властями федерального и субфедерального уровней крайне важна для укрепления правовой силы государства в целом. Но она не имеет большого смысла вне реформирования конкретных сфер и сегментов государственной власти в целом. Другими словами, федеративные отношения, взятые отдельно, сами по себе, интересуют лишь политические элиты и чиновников. Общество же интересует выполнение властью вообще своих обязательств перед гражданами. Например, даже если федеральная власть принимает правильное и обоснованное решение, но бездействует, когда региональная власть не желает его исполнять или процесс исполнения связан с чиновничьим произволом, а гражданин не имеет возможности защитить свои права, это означает, что слабо государство в целом. Из этого вытекает третья общая цель реформы власти – обеспечение реального единства экономического, политического, правового пространства России, а, следовательно, обеспечение единых для всей страны механизмов реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина при сохранении культурных и исторических особенностей российских регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: