Анализ ситуации

В России созданы предпосылки для проведения всеобъемлющей, последовательной и действенной политики по поддержке и развитию конкуренции. Однако создание предпосылок еще далеко не означает формирования в России такой среды, в которой могла бы осуществляться равная и добросовестная конкуренция, приводящая к росту конкурентоспособности российских товаропроизводителей на мировых рынках. Текущая ситуация характеризуется широким распространением в российской деловой практике и действиях властей различного уровня нарушений антимонопольного законодательства. Это свидетельствует о значительных резервах по повышению эффективности его применения, которая выражается прежде всего в более последовательном обеспечении их соблюдения хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, очевидны пробелы в самом законодательстве, а также противоречия между положениями конкурентного законодательства и отраслевых нормативных актов.

К основным проблемам и угрозам, требующим принятия решений в целях кардинального исправления ситуации относятся следующие.

1. Формирование институциональной среды посредством принятия законов, указов, постановлений осуществляется вопреки основополагающим принципам конкурентной политики в широком смысле слова. Федеральные органы власти допускают принятия нормативных правовых актов, препятствующих развитию добросовестной, равной конкуренции. Нормативные правовые акты как ограничения в ситуации выбора искажают стимулы хозяйствующих субъектов, обусловливая неэффективность использования ресурсов, невоспроизводимость условий для устойчивого экономического развития.

Тем самым создается угроза прогрессирующих стагнации и отставания не только от развитых стран, но также и от целого ряда стран с развивающейся рыночной экономикой. В то же время такая практика законотворчества подрывает сами основы социального контракта, поскольку возникающий порядок противоречит интереса основной массы налогоплательщиков.

2. Развитие рыночных отношений предполагает уменьшение прямого вмешательства государства в деятельность предприятий, устранение или снижение барьеров входа на рынки, не являющихся условием повышения эффективности использования ресурсов. Вместе с тем практика антимонопольных органов показывает, что акты и действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции, а также соглашения органов власти, ограничивающие конкуренцию продолжают оставаться одной из наиболее распространенных форм монополистической деятельности, ограничивающей конкуренцию и ущемляющей права и интересы коммерческих организаций и граждан наряду со структурными барьерами, препятствующими экономическому росту в долгосрочной перспективе.

Неравные условия конкуренции справедливо рассматриваются как одно из фундаментальных препятствий экономического роста в России, причина низкого относительного уровня производительности используемых ресурсов, так как существенно искажают стимулы хозяйствующих субъектов. В конченом счете – это вызов России как единой экономической системе.

3. Даже в условиях значительного прогресса в сфере регулирования естественных монополий на транспорте и в связи остаются нерешенными вопросы, связанные с эффективным ценовым регулированием услуг естественных монополистов, ликвидацией перекрестного субсидирования, безальтернативностью условий договора с поставщиками услуг, дискриминирующими, а также неблагоприятными для всех категорий потребителей условиями договоров, недостаточным развитием состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии.

Одна из важнейших проблем – существование крупных вертикально интегрированных компаний с естественно монопольным компонентом. Это значительно затрудняет процесс государственного регулирования в силу высокой сложности регулируемого объекта и является объективной основой реструктуризации компаний, содержащих естественно монопольный компонент.

4. После кризиса 1998г. значительно усилились процессы, связанные с перераспределением сфер влияния на товарных рынках между группами хозяйствующих субъектов, выразившиеся в приобретении контроля одними хозяйствующими субъектами над другими. В связи с этим значительно обостряется проблема выявления группы лиц, которые, в соответствии с российским законодательством рассматриваются как один хозяйствующих субъект. Однако, несмотря на существенное увеличение масштабов работы по контролю над экономической концентрацией (в соответствии со ст.17 и 18 закона “О конкуренции”) значительной проблемой оказывается использование оффшорных, подставных фирм для слияний, присоединений, приобретения контроля.

Основная часть дел возбуждается в отношении учредителей коммерческих организаций, а также физических лиц, несвоевременно подавших или не подавших уведомления о создании коммерческой организации либо о вхождении в состав органов управления двух и более хозяйствующих субъектов. Обеспечение соблюдения существующей процедуры без проведения детального анализа не гарантирует от приобретения контроля над предприятиями группой лиц через подставные фирмы. Систематическое использование подставных лиц позволяет избегать антимонопольного контроля ввиду высоких издержек его осуществления.

Информационная недостаточность в виде отсутствия базы данных по предприятиям серьезно затрудняет работу антимонопольных органов по контролю над экономической концентрацией.

5. Неравенство условий конкуренции, а также барьеры входа проявляются и в сферах, где государство является и останется в будущем одним из игроков. Речь идет о закупках для государственных нужд. Обеспечение режима конкуренции при организации закупок для государственных нужд должно быть устроено таким образом, чтобы минимизировать стимулы хозяйствующих субъектов тратить средства на получение фактических конкурентных преимуществ по отношению к другим, не связанным с удовлетворением государственных запросов.

Результатом неравных условий конкуренции, создания барьеров входа в сферу торгов за государственный заказ является одним из источников завышенных расходов государственного бюджета и низкого качества поставляемых товаров и услуг.

6. Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, принимающее самые разнообразные формы. В их числе: навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита либо повышения цен, препятствование доступа на рынок.

Злоупотребления доминирующим положением, направленное на ущемление интересов потребителей, получило практически повсеместное распространение. В то же время деятельность антимонопольных органов в лучшем случае пресекает, а не предупреждает уже свершившиеся нарушения. Надежда на крупные корпорации как проводники экономического прогресса, применения более совершенных технологий не оправдывается.

Угроза устойчивой низкой конкурентоспособности продукции российских производителей кроется в широких возможностях злоупотребления доминирующим положением, а также в неравных условиях конкуренции, что в долгосрочной перспективе вызывает снижение эффективности системы внутрифирменного управления.

7. Во второй половине 90-х годов не наблюдалось активного применения одной из ключевых антимонопольных норм, запрещающих соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Количество дел, возбужденных и тем более доведенных до своего логического завершения крайне мало. Это обусловлено как сложностями формирования доказательной базы, так и недостаточностью ресурсов.

8. В условиях недостаточно развитой институциональной инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Наиболее тяжелая ситуация складывается в сфере использования авторского права, товарных знаков, а также фирменных наименований ввиду неэффективного применения существующего законодательства. Незащищенность прав интеллектуальной собственности – одно из важнейших препятствий для прямых иностранных инвестиций в России, а также причина слабости стимулов российских производителей по поддержанию качества и защите от подделок своей продукции.

9. Принятие в 1999 году федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» пока не решило проблем, связанных с обеспечением эффективного антимонопольного контроля и создания условий для развития конкуренции в данной сфере ввиду отсутствия серьезного методического сопровождения, требующегося для применения данного закона. Это создает трудности для формирования взвешенной антимонопольной политики на рынке финансовых услуг.

10. Несмотря на значительное расширение круга задач, решаемых антимонопольными органами, их численность за последние пять лет сократилась почти в два раза, что при прочих равных условиях оказывает негативное влияние на качество антимонопольной политики как в целом по стране, так и на региональном уровне.

Уровень технического и программного оснащения антимонопольных органов, плохая информационная обеспеченность, особенно территориальных управлений, продолжает оставаться низким относительно необходимого для обеспечения эффективной работы. антимонопольных органов не позволяет в полной мере реализовывать полномочия антимонопольного органа, зафиксированные в законе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: