Стратегические направления бюджетной политики

Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе определяются целями Стратегии развития и ролью бюджетной политики в экономической политике в целом, определенной выше. Эти цели:

- обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

- устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;

- существенно снизить относительные издержки функционирования государства;

- значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику;

- ХХХ.

Указанные цели будут достигаться сочетанием бюджетных реформ по шести основным направлениям: создание эффективной системы управления государственными финансами, концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций, проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, совершенствование межбюджетных отношений, налоговая реформа.

Первоочередная задача государства – обеспечение собственной платежеспособности. Необходимо привести обязательства государства в соответствие с его ресурсами и – с учетом высокого долгового бремени – безусловно сохранять бездефицитность бюджета. На первом же этапе следует инвентаризовать все обязательства государства и провести оценку их эффективности; избыточные обязательства должны быть сокращены и реструктуризованы, обязательства, не подлежащие отмене или приостановке – безусловно выполняться. Необходимо максимально быстро ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства – повысить бюджетные расходы на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.

Для создания эффективного государства необходимо построение эффективной системы управления государственными финансами. Принципы реформ в этом направлении – финансовая открытость государства и жесткий бюджетный контроль; снижение стоимости функционирования государственной власти; сбалансированность ресурсов и обязательств, полномочий и ответственности на всех уровнях бюджетной системы; целенаправленное управление государственным долгом и активами.

Реализация первого принципа потребует завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, ввести обязательную публикацию подробной бюджетной отчетности, обеспечить открытость процедур размещения государственных заказов.

Для реализации второго принципа необходима максимальная консолидация внебюджетных фондов.

Третье направление подразумевает создание эффективной системы межбюджетных отношений: реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на федеральный уровень финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Здесь необходимо четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий, выработка прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам. Межбюджетные отношения[13] должны стать реальной основой федеративных отношений, стимулировать разумную экономическую политику в регионах, обеспечивать равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также свободное перемещение труда и капитала по всему экономическому пространству страны.

Четвертое направление включает завершения создания единой системы управления государственным долгом, которая даст возможность осуществлять активную долговую политику, и диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности.

Основные задачи налоговой реформы[14], одной из важнейших частей всей стратегии долгосрочного развития, – значительное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, минимизацию издержек исполнения и администрирования налогового законодательства. Необходимо уже со следующего года ликвидировать налоги с оборота, резко снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, уменьшить налогообложение внешнеторговых операций, создать условия для легализации прибыли предприятий.

Эти решения должны сопровождаться отменой необоснованных льгот и других налоговых преференций, создающих неравные условия конкуренции и открывающих широкие возможности для ухода от налогов. Должно быть резко снижено количество налогов, взносов и сборов, следует ввести единую ставку подоходного налога и существенно упростить структуру таможенных пошлин. Необходимо максимально консолидировать полномочия по сбору и администрированию налогов и социальных взносов, реализовать автоматическую индексацию номинальных параметров налоговой системы. Укрепление налоговой администрации будет достигнуто за счет ограничения произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: