Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе определяются целями Стратегии развития и ролью бюджетной политики в экономической политике в целом, определенной выше. Эти цели:
- обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;
- устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;
- существенно снизить относительные издержки функционирования государства;
- значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику;
- ХХХ.
Указанные цели будут достигаться сочетанием бюджетных реформ по шести основным направлениям: создание эффективной системы управления государственными финансами, концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций, проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, совершенствование межбюджетных отношений, налоговая реформа.
Первоочередная задача государства – обеспечение собственной платежеспособности. Необходимо привести обязательства государства в соответствие с его ресурсами и – с учетом высокого долгового бремени – безусловно сохранять бездефицитность бюджета. На первом же этапе следует инвентаризовать все обязательства государства и провести оценку их эффективности; избыточные обязательства должны быть сокращены и реструктуризованы, обязательства, не подлежащие отмене или приостановке – безусловно выполняться. Необходимо максимально быстро ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства – повысить бюджетные расходы на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону.
|
|
Для создания эффективного государства необходимо построение эффективной системы управления государственными финансами. Принципы реформ в этом направлении – финансовая открытость государства и жесткий бюджетный контроль; снижение стоимости функционирования государственной власти; сбалансированность ресурсов и обязательств, полномочий и ответственности на всех уровнях бюджетной системы; целенаправленное управление государственным долгом и активами.
Реализация первого принципа потребует завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, ввести обязательную публикацию подробной бюджетной отчетности, обеспечить открытость процедур размещения государственных заказов.
|
|
Для реализации второго принципа необходима максимальная консолидация внебюджетных фондов.
Третье направление подразумевает создание эффективной системы межбюджетных отношений: реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на федеральный уровень финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Здесь необходимо четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий, выработка прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам. Межбюджетные отношения[13] должны стать реальной основой федеративных отношений, стимулировать разумную экономическую политику в регионах, обеспечивать равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, а также свободное перемещение труда и капитала по всему экономическому пространству страны.
Четвертое направление включает завершения создания единой системы управления государственным долгом, которая даст возможность осуществлять активную долговую политику, и диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности.
Основные задачи налоговой реформы[14], одной из важнейших частей всей стратегии долгосрочного развития, – значительное снижение и выравнивание налогового бремени, упрощение налоговой системы, минимизацию издержек исполнения и администрирования налогового законодательства. Необходимо уже со следующего года ликвидировать налоги с оборота, резко снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, уменьшить налогообложение внешнеторговых операций, создать условия для легализации прибыли предприятий.
Эти решения должны сопровождаться отменой необоснованных льгот и других налоговых преференций, создающих неравные условия конкуренции и открывающих широкие возможности для ухода от налогов. Должно быть резко снижено количество налогов, взносов и сборов, следует ввести единую ставку подоходного налога и существенно упростить структуру таможенных пошлин. Необходимо максимально консолидировать полномочия по сбору и администрированию налогов и социальных взносов, реализовать автоматическую индексацию номинальных параметров налоговой системы. Укрепление налоговой администрации будет достигнуто за счет ограничения произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.