Развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры

Национальная сеть автомобильных дорог общего пользования не удовлетворяет потребностям отечественных товаропроизводителей и населения, нуждам национальной безопасности и обороны; не в полной мере решает необходимые для укрепления государственности задачи территориальной связности отдельных регионов и населенных мест.

По всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам. До настоящего времени 39 тысяч населенных пунктов (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной системы страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Неудовлетворительно транспортно-эксплуатационное состояние дорожных сооружений.

Не завершено формирование скелетной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Дальнего Востока, Европейского Северо-Запада. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь, на подходах к крупным и крупнейшим городам страны, а также основным транспортным узлам.

В плане национальной безопасности особенную тревогу вызывает незавершенность системы магистральных дорог, связывающих российские порты с грузообразующими и транзитными узлами, а также угроза вытеснения России из системы международных транспортных коридоров с соответствующей потерей транзитного грузопотока через территорию России.

Формирование базовой сети федеральных дорог необходимо для укрепления государственности, национальной безопасности, защиты непосредственных геополитических интересов России а также защиты социально-экономических интересов российских товаропроизводителей.

В качестве приоритетов развития системы автодорог следует выбрать:

- обеспечение соответствия протяженности и пропускной способности федеральной и территориальных сетей автомобильных дорог требованиям территориальной связанности и обороноспособности страны, фактическому и прогнозному уровням развития автомобильного транспорта,

- продвижение к созданию системы автомобильных магистралей и подъездов к крупнейшим транспортным узлам (морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям) в международных и важнейших межрегиональных транспортных коридорах; интеграция национальной системы автомобильных магистралей в соответствующие Европейскую и Азиатскую системы с обеспечением адекватного места России в международных транзитных перевозках,

- обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также учет природоохранных требований и условий экологической безопасности.

Процесс автомобилизации населения и бизнеса определяется не только ростом парка автомобилей, но многочисленными сопутствующими факторами:

- развитием национальной промышленности (автомобильной, нефтеперерабатывающей, химической и т.п.)

- развитием инфраструктуры автомобилизации и малого бизнеса,

- изменением стандартов личностного поведения, в том числе в части использования общественного транспорта, расселения, форм занятости и т.п.

Для реализации этого несомненно более прогрессивного подхода необходимо масштабное дорожное строительство, осуществляемое на ранних стадиях автомобилизации общества. Как правило, в этих условиях для обеспечения финансирования ускоренного развития дорог прямого налогообложения пользователей недостаточно. В мировой практике для решения этой проблемы применяется система множественных источников поступления средств (налоги и платежи, непосредственно не относящиеся к пользовательским, дорожные налоги первого и второго уровней, а также неналоговые источники, аккумулируемые на счетах специальных дорожных фондов и используемые в рамках целевой национальной программы).

В сложившейся ситуации необходимо сосредоточиться на решении указанных приоритетных задач, оставляя остальные на стратегическую перспективу.

В ближайшие годы будут пересмотрены доходные источники дорожного строительства. Подлежит поэтапной и полной отмене крайне обременительный для реального сектора экономики взимаемый с выручки налог на пользователей автомобильных дорог. При этом имеется ввиду, что отмена «оборотных налогов» будет сопровождаться развитием пользовательских (т.е. связанных с использованием автотранспортных средств) налоговых и неналоговых источников и не должна приводить к свертыванию программ дорожного строительства.

Приоритеты и направления развития сети автомобильных дорог, целевые нормативы протяженности сети, и, соответственно, ассигнования, потребные для реализации этих нормативов, не являются по сути дела спорными вопросами. Более того, объемы ввода дорог, приведенные в таблице, являются минимально необходимыми параметрами развития сети; даже при достижении этих нормативов будет сохраняться значительное отставание плотности сети от сравнимых мировых аналогов. В той или иной исторической перспективе эти минимально необходимые параметры развития сети будут достигнуты.

Таблица

Приоритеты Минимально необходимые Объемы строительства дорог Потребные ассигнования (в ценах 2000 года)
Развитие сети федеральных автомобильных дорог(формирование и развитие сети многополосных магистралей и скоростных дорог в составе российских и международных транспортных коридоров, реконструкция наиболее загруженных участков на подходах к крупнейшим городам, обеспечение проезда к важнейшим транспортным узлам, морским портам, терминалам) 32-35 тыс. км, в том числе 10-12 тыс.км многополосных дорог 1100 млрд. рублей
Завершение формирования сети территориальных автомобильных дорог, строительство новых хордовых и соединительных дорог для обеспечения связи между районными центрами и крупными населенными пунктами. 200-220 тыс. км 1600-1800 млрд. рублей
Создание сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности, обеспечивающей связи всех населенных пунктов с центрами сельских администраций и хозяйства, а также с опорной сетью дорог. 230-250 тыс. км 400-450 млрд. рублей

Базовый сценарий предполагает сохранение инвестиционного потенциала дорожных фондов в 2001-2003 г.г. по базе 2000 года, а затем его определенный рост от сложившегося уровня пропорционально растущей автомобилизации населения и бизнеса.

С учетом неизбежного в ближайшие годы отказа от использования «оборотных налогов» это потребует компенсации доходов дорожных фондов, получаемых ныне за счет «налога на пользователей автомобильных дорог». Такая компенсация возможна исключительно путем увеличения фискальной нагрузки в цене моторных топлив и других материалов, связанных с использованием автомобилей и дорог.

Указанный сценарий позволяет в принципе поэтапно решать наиболее неотложные и острые задачи дорожного развития. При этом в рамках данного сценария выполнение стратегических задач развития национальной дорожной сети (в том числе - формирование и развитие сети многополосных магистралей и скоростных дорог в составе российских и международных транспортных коридоров, строительство хордовых и соединительных дорог на территориальной сети) растягивается на весьма длительные сроки.

Принципиальные решения требуется принимать уже в текущем году.

· Определение основного источника финансирования развития национальной дорожной сети системы федерального и территориальных дорожных фондов.

· Принятие закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» с установлением четкого разграничения ответственности федерального центра, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по вопросам содержания и развития автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в том числе - находящихся в пределах городских территорий, а также в сельской местности.

· Решение вопросов землеотвода и землепользования, возникающих в процессе строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, включая вопросы формирования целевого земельного фонда и налогообложения земель автомобильных дорог.

· Урегулирование вопросов дорожных концессий, введения в определенных случаях платного проезда на участках дорог и искусственных сооружениях, а также коммерческого использования земель, прилегающих к автомобильным дорогам.

· Принятие федеральной целевой программы «Дороги России XXI века» и наделение её статусом президентской.

· Ежегодное утверждение на уровне Правительства Российской Федерации годовых программ дорожных работ как на федеральной сети, а также и в рамках совместных проектов субъектами Российской Федерации. Указанная мера обеспечит приведение конкретных программ дорожных работ в точное соответствие с общими приоритетами национальной программы «Дороги России XXI века» и бюджетными возможностями очередного финансового года;.

· Сохранение обособленного органа управления дорожным хозяйством, осуществляющего оперативное управление средствами дорожного строительства на период реализации национальных программ дорожного строительства.

· Пересмотр действующих транспортных и транспортно-градостроительных нормативов и методических документов с учетом фактора автомобилизации и, соответственно, ролевой функции автомобильных дорог.

· Реализация комплекса мер, обеспечивающих прозрачность расходов дорожных фондов и действенный контроль за эффективным и целевым использованием средств указанных фондов, а также качеством дорожных работ.

· Реализация комплекса мероприятий в идеологической и образовательной сферах, направленных на закрепление в общественном сознании общепринятых в мировой практике подходов по отношению автомобилизации и транспортной самодостаточности домохозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: