В целом можно утверждать, что имеющиеся научно-технические заделы позволяют значительно увеличить присутствие России на мировых рынках высоких технологий. При реализации предложенного плана мероприятий существующий уровень может возрасти в течение нескольких лет почти на порядок, средняя продолжительность инновационного цикла сократится с 11 до 8 лет. Затраты на технологические инновации в общем объеме затрат со стороны промышленных предприятий возрастут более чем в два раза и составят 2%, а удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 6.5%.
При этом доля наукоемкой продукции в российском экспорте возрастет предположительно до 5-8%. В структуре российского импорта наметятся прогрессивные тенденции, состоящие в замещении закупок готовой наукоемкой продукции приобретением лицензий и ноу-хау, а также в поставках высокотехнологичных комплектующих и других внутрифирменных кооперационных поставках.
Существенный вклад инновации внесут в энерго- и ресурсосбережение. Уже сейчас 19% расходов на нововведения направлены на сокращение производственных энергозатрат. Переход экономики к новому технологическому укладу позволит качественным образом изменить соотношение стоимостных затрат в конечной продукции, сократив ресурсную часть и увеличив долю оплаты труда. Последнее обстоятельство крайне важно для развития внутреннего потребительского рынка.
|
|
Мировой опыт показывает, что при выходе из экономического кризиса именно инновационная модель развития способна обеспечить годовой прирост ВВП в 5-8%.
Для проведения всего комплекса реформ необходимо рассчитывать на увеличение бюджетных ассигнований на науку таким образом, чтобы довести в ближайшие годы долю затрат федерального бюджета на науку до 3% бюджетных расходов(0,5 % ВВП), а общий уровень затрат на науку до уровня 2% от ВВП. При общем увеличении объемов структура источников затрат на науку должна сдвигаться в сторону снижения доли государства в общем объеме затрат примерно до 25 % к 2005 г. (в 1999 году –около 50%).
Значительное место среди мер по государственной поддержке науки занимают косвенные стимулы. Этот механизм должен быть развит с одновременным усилением адресности преференций, которые должны быть ориентированы по функциональному, а не по отраслевому признаку.
Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности системы льгот производителям через вычеты из налогооблагаемой базы, привязанные к уровню инновационной активности предприятий.
В государственной инвестиционной программе следует выделить не менее 10 % средств на создание национальной инновационной инфраструктуры. Как показывает накопленный опыт, период их окупаемости только через налоговые поступления в бюджет не превышает двух - трех лет. При этом нагрузка на бюджет может быть дополнительно ослаблена за счет вторичного использования при создании инновационной инфраструктуры ресурсов научно-технической и промышленной сфер, высвобождающихся в процессе их реструктуризации.