При разработке и реализации долгосрочной финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории: формируемое из внешних источников и внутренних.
Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников :
· Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие
страны:
o темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
o объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
o денежные доходы населения;
o вклады населения в банках;
o индекс инфляции;
o учетная ставка центрального банка.
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
· Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
o виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках;
o котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов;
o кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита;
o депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам;
o официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, а также на официальных статистических изданиях.
· Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов.
· Нормативно-регулирующие показатели.
Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы — нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Систему показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников , делят на две группы.
· Первичная информация:
o формы бухгалтерской отчетности;
o оперативный финансовый и управленческий учет.
Систему информативных показателей этой группы широко используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
· Информация, полученная при финансовом анализе:
o горизонтальный анализ (сравнение финансовых показателей с предшествующим периодом и за несколько предшествующих периодов);
o вертикальный анализ (структурный анализ активов, пассивов и денежных потоков);
o сравнительный анализ (со среднеотраслевыми финансовыми показателями, показателями конкурентов, отчетными и плановыми показателями);
o анализ финансовых коэффициентов (финансовая устойчивость, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность);
o интегральный финансовый анализ и др.
Таким образом, для успешной реализации долгосрочной финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Долгосрочная финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия.
3.