Организационно-методический раздел

Телефонное консультирование

Факультет психолого-педагогический

Специальность 030301.65 Психология со специализацией «030301.65.14 - Психологическое консультирование»

Всего часов – 64/64 (з.о)

Лекции – 16/8 (з.о)

Семинары – 16 /4 (з.о)

Самостоятельная работа – 32/52 (з.о)

Форма отчетности: зачет – 8 семестр, 9 семестр (з.о).

Программа составлена на основе стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология»

Кадровое обеспечение: доцент Терещенко В.В.

Утверждена на заседании кафедры

протокол № 1 от «2» октября 2011 года

Зав. кафедрой Селиванов В.В.

Смоленск - 2011

Содержание

1. Требования государственного образовательного стандарта…………………3

2. Организационно-методический раздел………………………………………..4

3. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ…………………6

4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины………………..8

5. Содержание учебной дисциплины…………………………………………….10

6. Семинарские занятия……………………………………………………………12

7. Самостоятельная работа студентов…………………………………………….19

8. Формы итогового контроля знаний……………………………………………22

9. Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………..24

Требования государственного образовательного стандарта по специальности 030301«психология»

ДС.13 «ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» является дисциплиной специализации.

Предмет телефонного консультирования. Основные подходы к деятельности психолога-консультанта на телефоне доверия. Психокоррекционная и психотерапевтическая деятельность в практике телефонного консультирования. Преимущества телефонного консультирования. Особенности службы и контингента телефона доверия. Телефонное консультирование молодежи, пожилых людей. Укрепление субъектного начала личности в ходе телефонного консультирования. Основные принципы телефонного консультирования.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Дисциплина «Телефонное консультирование» является важным компонентом в структуре образования студентов, обучающихся по специальности «психология». Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит телефонному консультированию.

Основная цель курса «Телефонное консультирование»– познакомить студентов с современным состоянием телефонного консультирования, его основными направлениями и подходами. В процессе анализа различных концептуальных основ консультирования особое внимание уделить принципам телефонного консультирования, этапам построения консультационного процесса, методам и техникам работы с клиентом, умениям и навыкам анализа проблемных ситуаций, стратегиям принятия профессиональных решений, подбора психологических методов консультативной работы с людьми в зависимости от разных внешних и внутренних факторов, выработка практических навыков оказания консультативной помощи.

Задачи курса:

– представить факты и теории, которые лежат в основе телефонного консультирования и намечают новые тенденции в развитии данной области;

– сформулировать этические принципы психолога-консультанта телефона доверия;

– сформировать представление о личности психолога-консультанта телефона доверия;

– определить структуру ведения консультативного процесса;

– воспитать потребность в постоянном совершенствовании личности и профессиональном развитии.

Одна из главных задач практических и лабораторно-практических занятий – приобретение и закрепление практических навыков оказания консультативной помощи, обучение конкретным приемам консультирования.

Телефонное консультирование – отрасль психологии, вид профессионального психологического обслуживания, одна из форм оказания человеку психологической помощи, заключающаяся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения, помощи решить свои психологические проблемы, с которыми клиент сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и др. ситуациях.

Требования к уровню усвоения содержания курса:

1) студенты должны знать фактический и теоретический материал курса, а также зарубежные и отечественные литературные первоисточники по данной проблеме, ориентироваться в теориях телефонного консультирования;

2) студенты должны уметь самостоятельно формулировать выводы и заключения по наиболее спорным вопросам курса, приобрести навыки ведения консультативной беседы, а также применять диагностические методики;

3) развить навыки внимания и выслушивания клиента, собирать информацию о проблеме и выдвигать гипотезы, учитывать индивидуальные особенности клиентов.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета с учетом участия студента во всех видах работ:

1.Посещение занятий.

2.Выполнение самостоятельной работы.

3.Оценка эссе и рефераты.

4. Обобщающая оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе.

5. Оценка за промежуточное тестирование.

6. Промежуточный зачет.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

- оценка "отлично" выставляется студенту, который обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно- программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

- оценка "хорошо" выставляется студенту, который на экзамене обнаружил полное знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные в программе задания, усвоил основную

литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

- оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

- оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).

Методы и средства интенсификации и активизации обучения в процессе обучения:

проблемная лекция (ПЛ), деловая игра (ДИ), семинарское занятие с элементами проблемного характера (СЗПР), проектирование исследований (ПИ), комплексная организация учебно-исследовательской работы в ходе занятия (КОУИР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: