Процедура проведения

Методика «Простые аналогии».

Цель: методика «Простые аналогии» направлена на изучение элементов логического мышления.

Вариант методики с рисуночным стимульным материалом предназначен для исследования мышления детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Изучение словесно-логического мышления младших школьников (7-11 лет) осуществляется с помощью вербального стимульного материала (словесные аналогии).

Стимульный материал. Для проведения исследования с ребенком дошкольного возраста необходимо иметь основной набор из 6 карточек с изображением двух рядов картинок: 2 картинки в верхнем ряду задают принцип аналогии, третья картинка начинает вторую аналогичную пару, а вместо четвертой, завершающей логический ряд картинки, стоит вопросительный знак. Нижний ряд состоит из трех картинок, одна из которых является недостающей в верхнем ряду.

Описание карточек:

Карточки содержат рисунки конкретных предметов и явлений:

1. Птица – гнездо, собака -?

Будка, кость, щенок.

2. Малина – ветка, вишня -?

Дерево, корзина, ветки.

3. Курица – цыпленок, крольчиха -?

Морковь, крольчонок, лиса.

4. Рыба – вода, лиса -?

Лиса, нора, заяц.

5. Петух – зерно, лошадь -?

Телега, овес, жеребенок.

6. Кошка – котенок, корова -?

Теленок, жеребенок, бидон.

Дополнительный набор из 8 карточек продолжает исследование мышления ребенка более старшего возраста (6-7 лет) и оформлены иначе, чем первые 6 карточек. Они разделены на две части: в левой нарисованы картинки, задающие аналогию, в правой части вверху изображен предмет, начинающий вторую пару аналогий, а под ним изображены пять картинок, одна из которых должна завершить эту пару. В отличие от основного набора дополнительный содержит аналогии с использованием пространственных отношений предметов и геометрические фигуры, соотносящиеся определенным образом. (Стимульный материал прилагается).

Процедура проведения.

Перед ребенком выкладывается первая карточка и дается следующая инструкция:

«Посмотри на эти картинки. Вверху нарисована птичка рядом с гнездом – они как-то связаны между собой. Рядом нарисована собака, а внизу есть еще несколько картинок. Подумай и выбери среди них ту, которая была бы так же связана с собакой, как гнездо с птицей». Если ребенок затрудняется с выбором, экспериментатор может подсказать направление рассуждения, указав, что птица живет в гнезде. В случае, если и после подсказки ребенок не может назвать правильный ответ, экспериментатор сам показывает нужную картинку и объясняет ее выбор, после чего уточняет, понятны ли испытуемому объяснения.

Затем перед ребенком выкладывается следующая картинка, к которой дается аналогичная инструкция. Эту задачу испытуемый должен решить уже без помощи экспериментатора. Во время проведения исследования экспериментатор фиксирует все объяснения ребенка, которые вместе с вариантами ответов заносятся в протокол.

Форма протокола к методике «Простые аналогии»

Задача Ответ Объяснение
1. Собака    
2. Вишня    
3. Крольчиха    
4. Лиса    
5. Лошадь    
6. Корова    
7. Стул    
8. Машина    
9. Кровать    
10. Ключ    
11. Круг    
12. Стрелка    
13. Треугольник    
14. Квадрат    



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: