Линия на холостом ходу длиной с волновым сопротивлением отключается от источника бесконечной мощности с напряжением . Обычно такое отключение производится, когда ток проходит через 0 и на линии , предположим .
Через 0,5 периода после отключения напряжения источника будет + , разность потенциалов на контактах выключателя 2 , произойдет пробой контактного промежутка и загорится повторная дуга (б).
Линия будет перезаряжаться, на ней будет устанавливаться + , т.е. по линии пойдет волна напряжения с амплитудой 2 и волна тока .
Дойдя до конца линии, волна напряжения отразится с удвоением амплитуды и пойдет обратно в сторону выключателя, на линии будет устанавливаться напряжение (в).
Волна тока отражается с обратным знаком, т.е. по линии идет ток .
В начале линии +3 , а на выводах генератора сменится полярность напряжения до - , т.е. разность потенциалов на контактах выключателя 4 и возможно новое повторное зажигание дуги, после которого на линии будет устанавливаться напряжение , т.е. по ней пойдет волна (г). Отраженная волна вернется к выключателю (д).
|
|
Теоретически в линии без потерь можно получить сколь угодно большое напряжение. В реальных линиях происходит затухание волны и более двух повторных зажиганий дуги не бывает, но и в этом случае
.
Из-за сложности теоретического расчета такие перенапряжения обычно изучаются на модели.
Рис.2
Такие перенапряжения современная изоляция выдерживает. Но они приводят к ускоренному старению изоляции.
В качестве мер борьбы с перенапряжениями можно предложить:
1. Не отключать ЛЭП на холостом ходу.
2. Применять быстродействующие выключатели, уменьшающие вероятность повторного зажигания дуги.
3. Применение сдвоенных выключателей ,
которые позволяют ограничить перенапряжение до 2,5 .
4. Применение ограничителей перенапряжения
Ограничители перенапряжения – весьма эффективное современное средство по ограничению перенапряжений до безопасной величины. Их применение ограничивается длительностью прохождения тока , где
С- емкость линии ~ 1 мкФ на 100 км
- сопротивление ограничителя перенапряжения ~ 100 Ом,
т.е. t = 100 мкс/100 км ЛЭП