Грозовые отключения воздушных линий с тросами могут происходить по следующим причинам:
1) удар молнии в трос в середине пролета и перекрытие воздушного промежутка трос – провод;
2) прорыв молнии через тросовую защиту, т. е. поражение провода;
3) удар молнии в опору и обратное перекрытие изоляции с опоры на провод.
Рассмотрим удар молнии в трос в середине пролета между двумя опорами. Если считать, что трос хорошо заземлен на опорах, т.е. ( – волновое сопротивление троса), и принять для расчета косоугольную форму тока молнии, можно построить импульс напряжения в точке поражения троса молнией (рис. 23.4).
До прихода импульсов, отраженных от сопротивлений заземления соседних опор, напряжение на тросе определяется по формуле
,
где а – скорость нарастания тока молнии во фронте
Через интервал времени , где – длина пролета, к месту удара одновременно подойдут импульсы, отраженные с переменой знака от сопротивлений заземления двух ближайших опор с разным знаком, и рост напряжения прекратится.
|
|
Максимальное напряжение на тросе
,
которое зависит от крутизны фронта тока молнии и не зависит от его амплитуды.
Напряжение между тросом и проводом с учетом индуктированного на проводе напряжения равно
(*)
Удар молнии в трос в середине пролета является расчетным случаем для выбора расстояния между тросом и проводом.
Уравнение (*) связывает характеристики пролета воздушной линии с крутизной фронта тока молнии. Зная характеристики пролета, по (*) можно определить значение а, при котором становится возможным пробой промежутка между тросом и проводом. Затем можно определить вероятность такого пробоя. Или же, задаваясь вероятностью пробоя, т. е. некоторым значением крутизны а, определяют требуемую электрическую прочность промежутка трос – провод и по экспериментальным данным – необходимое расстояние между ними.
Опыт эксплуатации показывает, что вероятность пробоя между тросом и проводом пренебрежимо мала, если расстояние трос – провод по вертикали составляет не менее 2 % длины пролета, например 8 м при длине пролета 400 м.
При ударах молнии в трос возможны также перекрытия изоляции на опорах, где прочность изоляции значительно ниже, чем в середине пролета. Вероятность таких перекрытий значительно меньше, чем при непосредственном поражении опоры, так как при поражении троса через опору проходит менее половины тока молнии.
Рассмотрим удар молнии в вершину опоры. Долю ударов молнии в опоры (в трос вблизи опор) можно оценить как , где – высота опоры, а – длина пролета. Тогда число ударов в опоры определяется формулой
|
|
где – число ударов молнии в линию.
Обратное перекрытие линейной изоляции с опоры на провод фазы может произойти, если напряжение на изоляции достигнет ее импульсного разрядного напряжения или превысит его.
Напряжение на изоляции линии равно разности потенциалов на опоре и на проводе. При ударе молнии в опору почти весь ток молнии первоначально проходит через тело опоры и се заземление (ion на рис. 23.5). Время пробега импульса по опоре обычно на порядок меньше длительности фронта тока молнии, поэтому опору в схем/е замещения (рис. 23.6) можно представить сосредоточенной индуктивностью LQU=L0hon и импульсным сопротивлением зазем-