В отличие от Спенсера, (сравнивавшего общество с организмом), Л. Уорд рассматривает общество одновременно в двух проявлениях: как результат стихийного развития сил, бессознательной эволюции (генезис), так и следствие осознанных целенаправленных действий человека (телезис). В обществе действуют как слепые законы всеобщей эволюции, так и сознательная активная деятельность людей. Считал, что в основе развития общества лежат психологические законы. Общественная эволюция происходит преимущественно под действием психических сил. Первопричина происхождения общества – в естественной корпоративной привычке человека-животного. Социальная жизнь отличается от природных процессов 2 коренными признаками:
1) носит не стихийный, а целесообразный характер,
2) имеет творческий характер, т.к. человек не приспосабливается к природе, а преобразует ее в отличие от животного. Если в природе эволюция происходит на основе естественного отбора и борьбы за существование, то в обществе стихийная эволюция заменяется осознанным целенаправленным стремлением к прогрессу.
Социальная эволюция
осуществляется под действием двух сил: объективных – всеобщих космических законов и субъективных – активной деятельности человека. Развивается под влиянием трех психических факторов:
1) субъективных (чувства, воля, эмоции)
2) объективных – интеллект, креативность, способность к изобретению, интуиция
3) социально-синтезированных (экономия ума, природы, социальная воля, социально-ориентированный интеллект).
Движущей силой эволюции Уорд считал стремление (тоску) человека по счастью (то же, что у Спенсера). Критерием эволюции общества и целью эволюции является достижение человеком счастья. Что такое счастье человека? «Высший идеал счастья заключается в наиболее свободном проявлении наибольшего числа наиболее энергических способностях человека. Это должно быть также и наивысшим нравственным идеалом»[21].
Человек
также двойственен: имеет как социальную, так и биологическую природу. Психические силы человека, такие как чувства, коллективное сознание – являются фактором социального развития. Продолжая спенсеровский подход к проблеме индивидуализма, Уорд считал, что человек должен иметь свободу в развитии своей индивидуальности, а это возможно через социальную конкуренцию.