Экстраверсия и интроверсия

Проще всего определить по поведению именно эти противоположные типологические черты. Мы часто делаем это бессознательно, оценивая общительность окружающих. Обратите внимание, как ведет себя ребенок при появлении незнакомого человека, в новой игре. Скованной стеснительно или же, напротив, легко «вступает в контакт» с посторонними, быстро осваивается в игре?

Интровертированный ребенок попытается спрятаться, столкнувшись с кем-нибудь или чем-нибудь незнакомым. Экстравертированный будет вести себя решительно и раскованно. Малыш-интроверт тих, застенчив и гораздо менее навязчив, чем экстраверт. Первый надолго задумывается над идеей или предметом: он как бы «впитывает» их качества, прежде чем прореагировать. Поэтому иногда ребенок-интроверт производит впечатление менее умственно подвижного, чем он есть на самом деле. Он довольно медленно формирует черты своего характера, пряча от постороннего взгляда те аспекты своей личности, которые находятся еще в процессе становления. На суд окружающих представляются уже «оформленные» чувства и ценность. Истинный уровень развития такого ребенка не очевиден для его друзей, родителей, учителей. Поэтому, как и взрослый интроверт, итровертированный ребенок – загадка для других. Из-за склонности сдерживать свои реакции, пока он не проработал их внутри, взрослые часто считают его неподатливым и сложным.

Особенно опасно для детей этого типа, когда окружающие добиваются от них экстравертированного поведения. К несчастью, именно интровертированного ребенка чаще всего неправильно понимают и пытаются изменить. Его сдержанность при общении, склонность к уединению, застенчивость, медленное развитие социальных навыков, привычка «втягивать голову» и засовывать пальцы и рот при появлении незнакомых, испуг, когда взрослые начинают его тормошить, нежелание говорить перед аудиторией и делиться с посторонними продуктами своего ума и рук, потребность в уединении – все это как раз те черты, которые родители и учителя наверняка захотят «исправить». Соблазнившись изменить ребенка, взрослые дают ему понять, что естественные для него, скромные и тихие интровертированные привычки и способы поведения неправильны и нежелательны.

В отличие от интроверта экстравертированный ребенок прекрасно понимает окружающих, взаимодействует с ними легко и продуктивно. В социальной среде он чувствует себя «как рыба в воде», проявляет свои лучшие черты: отзывчивость, энтузиазм, экспрессивность. Ребенку этого типа для адаптации в группе не требуется «раскачки». Он легко приспосабливается, если семья переезжает, быстро находит новых друзей. Вряд ли экстравертированный ребенок будет в группе «отверженным», однако это вполне может произойти с ребенком-интровертом. Экстраверт спокойнее переносит негативные контакты: он считает, что лучше уж насмешки и критика, чем полное отсутствие внимания. Он, как правило, на стороне большинства и согласен с общественным мнением почти по всем вопросам. Такой ребенок быстро ориентируется в новой ситуации, быстро реагирует и быстро действует. У него множество друзей и знакомых, в то время как ребенок-интроверт устанавливает и поддерживает относительно небольшое количество отношений. Экстравертированный ребенок энергично берется за то, что интровертированный делает с неохотой. Первого характеризует уверенный подход к незнакомому, второго – осторожность реагирования: новое воспринимается как нечто опасное. Из-за того что экстравертированные дети встречаются примерно втрое чаще, они получают больше поддержки и положительных оценок от сверстников и взрослых. Поэтому экстравертированный ребенок растет с гораздо меньшим количеством сомнений в себе, чем ребенок-интроверт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: