На втором этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента.
На этом этапе применяются три процедуры. Первая процедура состоит в диагностике личности клиента. Техники: беседа, наблюдение, тесты. Как специфический метод беседы выделяется интервью.
Наблюдение – эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. С его помощью можно собрать значительную информацию о клиенте. Применяется на всех этапах консультирования.
Психологические тесты - стандартизированный метод для измерения уровня развития или состояния какого-либо психологического качества или свойства клиента.
Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов. Основные техники: диалог, слушание. Диалог – это речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами.
Слушание предполагает активное «слышание» клиента. Существует два вида слушания: вербальный и невербальный.
Процедура третья – активизация памяти клиента. Техники: помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний, психологическая поддержка клиента, насыщение пауз, провоцирование клиента.
Для оказания клиенту помощи в определении истинных чувств и их вербализации используют приемы активного слушания.
Психологическая поддержка применяется на всем протяжении консультирования и состоит в выражении эмпатии консультанта клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
Паузы можно заполнять несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».
Провоцирование клиента состоит в том, что его слова ставятся под сомнение.
Задача консультирования на этом этапе заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь в определенных им самим жизненных проблемах. В этой ситуации консультант выступает в роли советника, проводника, сопровождающего.