Упражнение 5

Членам группы предлагается сосредоточиться на тех трудностях, которые возникают у них в процессе общения с другими участниками. Сначала следует выявить эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество она позволяет нам в себе развивать, и только после этого сказать, обращаясь к конкретному человеку: «Елена! Общаясь с тобой, я развиваю свою психологическую проницательность». Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину. Эту просьбу можно удовлетворить, но делать это нужно в специфической форме «Я - послания». Форма «Ты - послания» здесь недопустима. Это значит, что в приведенном примере вместо того, чтобы ответить Елене: «Потому что ты все время сидишь с непроницаемым видом, и трудно понять, какая ты на самом деле», надо сказать следующее: «Это потому, что мне трудно улавливать тонкие и незаметные коммуникативные сигналы». В первом случае мы возлагаем ответственность за возникшую проблему на партнера, во втором – на себя. В первом случае общение сведется к обмену взаимными упреками и претензиями, во втором – партнер будет нам благодарен и за полученную обратную связь, и за нашу деликатность. Это упражнение позволяет нам осознать некоторые коммуникативные проблемы, которые другой человек создает для нас и должны благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми.

Рекомендуемая литература

1. Барлас, Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я» / Т.В. Барлас. – М.: Академия, 1997. С. 82-114

2. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И.В. Вачков. - СПб.: Речь, 2004. С. 181-214

3. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 214-235

4. Лоза, И.В. Мастер влияния / И.В. Лоза. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 74-169

5. Майерс, Д Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2002. С. 169-214, 311-356

6. Михайлюк, Е.Б. Психология влияния / Е.Б. Михайлюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 109-150

7. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. С. 256-257

8. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Ювента, 1999. С. 246-270

9. Шевченко, М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников / М.Ф. Шевченко. – СПб.: Речь, 2007. С. 44-117

10. Шнейдер, Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. – М.: Ось-89, 2003. С. 164-165

Занятие № 14. Психодиагностика в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: