В современных теориях психологической помощи представлено большое количество достаточно разнообразных моделей построения консультативного процесса (К. Роджерс, Р. Мэй, А. Блазер, Р. Кочюнас, В.Ю. Меновщиков, А.И. Луньков, В.К. Лосева, Г.С. Абрамова и др.). Одной из наиболее эвристичных моделей является модель структуры процесса проблемно-ориентированного консультирования, предложенная швейцарским психологом А. Блазером.
I. Установление консультативного альянса
II. Субъективное изложение жалобы
(«исповедь» клиента)
III. Анализ проблемы клиента
V. Проработка проблемы
VI. Завершение консультативного процесса
Рис. 1. Шестишаговая модель консультативного процесса А. Блазера
Данная модель, которая охватывает шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные особенности психологического консультирования и может быть использована психологами, придерживающимися различных теоретических ориентаций.
I этап – установление консультативного альянса (рапорта). Качество консультативного альянса, во многом определяющее успех всего процесса консультирования зависит от двух основных факторов: обстановки, в которой проходит взаимодействие психолога и клиента (терапевтического климата) и навыков ведения беседы (вербальных и невербальных), которыми обладает консультант.
Доверительное отношение клиента к консультанту и самому процессу консультирования в значительной степени зависит от грамотного структурирования консультативного пространства. Консультативные сессии должны проходить в правильно оборудованном кабинете, который должен быть не очень большим, желательно, звуконепроницаемым, хорошо вентилируемым и освещенным, содержать минимум мебели. Важный вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, это расположение консультанта и клиента. Наиболее комфортным обычно считается расположение друг против друга, возможно под небольшим углом, на дистанции, достаточной для сохранения каждым участником процесса его личного пространства. Слишком близкая дистанция может повысить тревожность клиента, усилить его скрытность, что не позволит клиенту перейти к волнующей его проблеме.
На первом этапе консультативного процесса и именно на первой встрече с клиентом необходимо проинформировать клиента о продолжительности каждой сессии. При это нужно имеет в виду, что первая встреча должна длиться столько же, сколько и последующие. Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится 50 минут. Этих временных рамок стоит придерживаться достаточно строго, так как они структурируют поведение клиента, мотивируют его на продуктивную работу, а, кроме того, предохраняют и клиента, и консультанта от трансферентных реакций. Продолжительность каждой сессии консультант определяет в начале первой встречи, так как клиент должен четко знать, каким временем он располагает для обсуждения проблем, приведших его на консультирование.
В начале консультирования следует ориентировочно определить общее количество консультативных сессий, а также частоту встреч. Традиционным в консультировании являются встречи один раз в неделю.
Укреплению консультативного альянса способствует вербальное и невербальное присоединение консультанта к клиенту. Среди невербальных приемов выделяют поддержку глазного контакта, присоединение к позе клиента («отзеркаливание») с постепенным переходом от закрытой к более открытой позе, легкий наклон тела в сторону клиента (время от времени). Вербальное присоединение предполагает целенаправленное приближение разговорной речи консультанта к языку клиента.
На первом этапе консультирования необходимо использовать специализированные вербальные и невербальные приемы поддержания консультативного контакта.
II этап - субъективное изложение жалобы. На этом этапе консультант внимательно выслушивает клиента, определяя основную тему беседы, круг его проблем и трудностей. Следует отметить, что при сборе информации психологу необходимо сохранять позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно. Основная задача второго этапа для консультанта – получить представление о субъективном видении проблемы клиентом, о его попытках объяснить и решить свои трудности, которые он предпринимал ранее.
III этап – анализ проблемы. Это основной этап всего процесса консультирования, именно здесь создается основа для успешного определения и проработки психологической проблематики клиента. На данном этапе осуществляется анализ факторов, способствовавших возникновению проблемы и мешающих ее решению. Анализ проблемы должен вскрыть те ее аспекты, которые сам клиент, излагая проблему на предыдущем этапе, не осветил, затушевал, поскольку они вызывают у него сильные негативные эмоции. Ситуация консультирования должна обеспечить ему защиту, позволяющие рассмотреть эти аспекты и вызывающие их ситуации, обсудить их. Анализ проблемы следует проводить в трех временных направлениях: настоящем, прошлом и будущем. Начинать всегда следует с актуального состояния проблемы, постепенно перемещаясь к истории ее возникновения и, наконец, к перспективам ее разрешения. Анализ каждого временного отрезка проблемы необходимо осуществлять с учетом трех уровней ее проявления: поведенческого, эмоционального и когнитивного. В ходе анализа проблема консультант формулирует для себя гипотезы о причинах возникших у клиента трудностей, часто скрытых от его сознания.
Эффективной стратегией работы психолога на II и III этапах консультативного процесса является задавание вопросов. Они помогают получить необходимый для формулирования гипотез материал, побуждают клиента к самораскрытию и самоанализу и структурируют процесс консультативной беседы. Вопросы должны тщательно составляться консультантом таким образом, чтобы помочь клиенту посмотреть на его ситуацию более объективно, не прибегая к защите. На втором и, особенно, на третьем этапах консультирования психолог использует различные приемы отражения содержания речи клиента и отражения чувств клиента. Среди них выделяют повтор, поддержку (ободрение), парафраз, резюмирование.
IV этап – формулировка проблемы. Формулировка (определение) проблемы содержит ее гипотетическое объяснение и одновременно предполагает определение конкретной стратегии дальнейшей консультативной работы. Исходный материал для формулировки проблемы дает ее предшествовавший анализ. Оптимальным считается такой случай, когда удается подвести пациента к самостоятельной формулировке проблемы, а консультант лишь вносит в нее поправки с учетом требований консультативного процесса. Итоговая формулировка проблемы должна быть дана клиентом от первого лица, включать различные аспекты проблемы и конкретные пожелания к результату последующего консультативного взаимодействия (приложение 3).
V этап – проработка проблемы. При проработке проблемы используются специализированные методы и техники, разработанные в рамках различных теоретических направлений в психологии (психоаналитическое, экзистенциально-гуманистическое, гештальттерапевтическое, когнитивное, бихевиоральное и другие). Комментарии по использованию некоторых технических процедур даны во второй части пособия. Важным аспектом V этапа является перенос клиентом тех изменений, которых удалось добиться в ходе проработки проблемы, в реальную жизнь, за рамки консультирования.
VI этап – завершение консультативного процесса. Завершение консультативной работы должно проводиться последовательно и постепенно. Разговор о предстоящем процессе расставания консультанта и клиента нельзя откладывать на заключительную сессию. Завершение консультирования обычно становится главной темой двух-трех последних сессий, при этом предварительно необходимо обговорить ориентировочное время завершения работы еще на начальных этапах консультативного взаимодействия. VI этап предполагает подведение итогов всей консультативной работы, резюмирование достигнутых результатов: положительных изменений в жизни и внутреннем мироощущении клиента, а также пока не решенных им проблем и трудностей.