Романский стиль

Особенности в архитектуре: 1) строгие формы, отсутствие украшений и орнамента;

2) полукруглые арки;

3) толстые стены, узкие окна;

4) основные типы зданий – храмы, монастыри, замки.

Настенная живопись: фрески (по сырой штукатурке) и мозаика (из цветных стёкол)

Готическое искусство и архитектура. На смену романскому стилю по мере расцветания городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль – готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего, церковь.

14. Культура западно-европейского Возрождения

Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.

В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние – греческий и латинский языки.

С конца XIII века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания.

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека.

Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы.

Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов.

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, баллада в Англии. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров – сольных песен, ораторий, оперы.

Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств. На первый план выходит живопись. Искусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие.

15. Реформация и её культурно-историческое значение

Реформация - важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Центральной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти 16 векав Германиис выступления М. Лютера и направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация выразила идеологию новых социальных и политических процессов в форме протестантизма.

Главный идеологический тезис сторонников Реформации - требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение своей души достигается лишь внутренней верой каждого.

В результате Реформации католическая церковь в большей зависимости от государственной власти. Духовная диктатура была сломлена.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека.

16. Культура эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения - «век разума» охватывает конец 17-18в. Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц, просветители видели в распространении знаний. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным доступным человеческому разуму законам. Победа разума -второй характерный признак. Третий признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Просветители верили в возможность построения гармоничного общества.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Это была славная эпоха, начавшаяся одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической- во Франции, философской и эстетической - в Германии. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения.

17. Кризис культуры 20 века и пути его преодоления

Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени — материального производства.

Машинное производство имеет космологическое значение. Царство техники — особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. В XX столетии все делается мировым, все распространяется на всю человеческую массу. Новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру.

Н.Бердяев рассматривал эту тему.

Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения. Отчуждение — это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Значимыми кризисными факторами выступают технократия, экологические проблемы, их взаимосвязь является комплексным признаком кризиса современной культуры. Возможность выхода из кризиса современного мира в органической взаимосвязи традиций и новаций.

18. Художественная культура 20 века: модернизм и постмодернизм

Модернизм - общее условное обозначение направлений искусства XX века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:

- декадентством, т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;

- авангардом - манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.

Характерными чертами стиля модерн были:

- стремление к эстетизации окружающей человека среды;

- подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;

- зрелищность и декоративность.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи.

Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу.

Постмодернизм (70-е годы XX века) — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Характерными чертами постмодернизма являются:

- ориентация постмодернистской культуры на все слои общества;

- стилевой плюрализм;

- широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;

- использование приема игры при создании произведений искусства.

19. Становление культуры России

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.

20. Расцвет российской культуры

При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук, начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система.

По инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости".

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества поэта Державина, который утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык.

Литераторы XVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.

Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли.

В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники русской светской живописи.

В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский.

21. «Серебряный век» российской культуры

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Стоит заметить, что он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом основания Московского художественного театра, где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей.

Серебряный век содержит в себе прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения.

Выражение и название «серебряный век» придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...»

Искусство серебряного века стремится быть только искусством.

22. Советский период развития культуры России

Советский период с октября 1917 по август 1991. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солидарность.

Строительство новой культуры сопровождалось крайностями и перегибами. С одной стороны, здесь имеются впечатляющие успехи и достижения, которые наиболее ярко проявлиись в развитии науки. Благодаря этому Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, первым построил атомную электростанцию, первым изобрел лазер и т. д. Советский Союз создал эффективную систему образования, которая признана одной из лучших в мире. Во многом по этой причине Россия из страны сплошной неграмотности очень быстро стала одной из самых образованных стран мира. Благодаря созданию широкой сети библиотек и музеев, низким ценам на книги, посещение театра, кино и выставок, в Советском Союзе сложились самые благоприятные условия для приобщения к культуре подавляющего большинства населения. Все это дало большой положительный результат. Советских людей стали назвыать "читающим народом".

С другой стороны, создаваемая социалистическая культура имела слишком идеологизированный, классовый, атеистический характер.

Глубокие внутренние противоречия, трудности и сложности, допущенные серьезные просчеты, крайности и ошибки, неблагоприятные внешние условия и многое другое - все это в конечном счете привело к провалу попытки построения социалистического общества и культуры.

23. Социокультурная ситуация 90-х годов 20 века в России

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. На первый план выдвинулась массовая культура. Шоу-бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, эротику, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

24. Культура современной России

В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 г. был принят закон “Об образовании”, положивший начало реформированию российской средней и высшей школы.

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. На первый план выдвинулась массовая культура. Шоу-бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, эротику, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

Современные средства международной информации (спутниковое телевидение, интернет) значительно раздвинули культурные горизонты, сделали мировые культурные события мгновенным достоянием и граждан нашей страны.

Культуре современной России, как и многому другому в сегодняшней жизни страны, трудно дать однозначную оценку. В представлении одних, она находится в состоянии глубокого кризиса, для других же культурный плюрализм явился важным достижением.

25. Государство и сфера культуры

Основным внешним регулятором культурной деятельности является государство. В каждом обществе в том или ином объеме государство поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: