Ранний возраст: от 1 до 3 лет

- развиваются общие движения,

- действия с предметами,

- формирование навыков самостоятельности,

- развитие понимания обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи.

- появляются первые игры. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и придаточные предложения, задает разнообразные вопросы. Если раньше малыша интересовало «Что это?», а взрослые показывали и называли предметы и явления, которые его окружают, то в этом возрасте ребенка уже интересует, что с этим предметом можно делать. Поэтому задача родителей – направить познавательную активность малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением («Что с этим можно делать?», «Как этим можно пользоваться?»). Помните детский стишок: «Это стул. На нем сидят. Это стол. За ним едят»?

- ребенок познает и себя, и возможности своего тела. Поэтому усилия взрослых могут быть сосредоточены на воспитании у малыша навыков самообслуживания: умения одеваться, раздеваться и складывать свои вещи, аккуратно кушать и убирать за собой тарелку, мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетом, убирать игрушки, следить за своей одеждой.

.

Ранний возраст – это и старт для развития у детей конструктивной и изобразительной деятельности. Здесь главное – общение и радость совместной деятельности, а также удовлетворение потребности ребенка в новом. Кроме того, в этом совместном времяпрепровождении у малыша накапливаются ассоциативные образы, которые и закладывают основу для формирования у него собственно изобразительной и конструктивной деятельности на последующем этапе развития – в дошкольном детстве.

Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения. Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание этого общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания Социальное воспитание дает детям первоначальные представления о связях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, проявляют заботу друг о друге.

- В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приемами систематического ухода за собственным телом. Малышу необходимо даже еще не понять, а присвоить значимость здорового образа жизни, ценность здоровья как основной составляющей счастливой жизни.

- У дошкольника активно развиваются многие психические процессы; бурно развивается речевая деятельность: с одной стороны, у детей расширяется понимание смысла обращенной к ним речи, понимание лексических и грамматических конструкций, с другой – обогащаются собственные фонетическая, лексическая и грамматическая функции речи, развивается внутренняя и связная речь, формируется речевое общение.

- Деятельность детей также претерпевает существенные изменения: она становится более произвольной.

- В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, а привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за результаты работы. Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребенка образа Я, т.е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

- К концу дошкольного возраста многие дети овладевают счетом, чтением и письмом. Но эти знания должны опираться не на абстрактные представления о знаках – буквах, цифрах, символах, а на оперирование с конкретными предметами и их множествами. Целесообразно научить родителей тому, как во время прогулки можно собрать с ребенком разные листья, сгруппировать их по цвету, форме, выложить от самого большого к самому маленькому или наоборот, потом поискать деревья, с которых они упали, поиграть в игру «узнай дерево на ощупь». Да и многое другое можно придумать, гуляя по осеннему лесу. Можно собрать шишки, желуди, упавшие веточки, семена и кору деревьев, а зимой мастерить из этого материала поделки или использовать его для счета. Пусть у ребенка будет своя полочка, на которую будут выставляться созданные поделки, стена, где будут вывешиваться его рисунки и аппликации. Кроме того, совместные игры, занятия рисованием, изготовление поделок и конструкций – это прекрасная возможность повозиться родителям вместе с ребенком в его комнате или уголке, а значит – обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического комфорта.

- В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребенка – соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Родители и культура семейных отношений во многом определяют его выбор. Ему приходится учиться понимать, что важнее – его собственные, часто эгоцентрические интересы или необходимость поступить по совести. Пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания.

1. На консультацию привели девочку 6 лет с жалобами на негативное поведение, жадность. Ребенок увидел в приемной малыша, лишенного способности самостоятельно ходить. Лицо девочки осветилось разноречивой гаммой чувств, «жадная» девочка достала свои конфеты, угостила малыша. Бабушка похвалила девочку, погладила ее по головке. Девочка сказала бабушке: «А давай еще конфет купим, дома всех угостим – маму, братика, папу». На что бабушка отреагировала следующей фразой: «Вот еще чего! Твоя мама и так толстая». Минутный порыв ребенка тут же угас.

Младший школьный возраст – следующий период всплеска родительских запросов на консультацию у специалиста. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией (в основе – 4 формы ПШД):

1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Первичное следствие – снижение успеваемости, и родительские запросы к психологу формируются именно в этих терминах.

Причина: - индивид. особенности уровня интеллектуального развития; - пед. запущенность

2. Несформированность мотивации учения, направленность на внешкольные виды деятельности. Запрос родителей звучит примерно так: нет интереса к учёбе, начинал с охотой, а теперь…Симптомы данного случая сходны с первым вариантом: недисциплинированность, отставание в учёбе, невнимательность. Главное отличие - сохранность и достаточно высокий уровень познавательных способностей в данном случае. Здесь необходимо различать первичную и вторичную несформированность мотивации, т. е. разрушение её под действием неблагоприятных факторов.

3. Неспособность произвольной регуляции поведения и учебной деятельности:

– неорганизованность и невнимательность; – зависимость от взрослого, ведомость.

Причина: - присутствие первичных нарушений; - особенности семейного воспитания.

4. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

У детей с ММД, соматически ослабленных детей. Но главная причина – «тепличные условия».

Но каков бы не был запрос, важно увидеть его глазами ребёнка, для чего нам необходимо знать и детские представления о сложившейся ситуации.

Правила беседы с ребёнком:

1. Вопросы разнообразной конструкции, кроме прямого вопроса «Почему?», который вызывает в ответ только защитную реакцию.

2. Предпочтение отдавать более свободным формам и менее управляемым, то есть давать возможность выбора темы беседы.

3. Замечательно срабатывают вопросы, задаваемые куклами или картинками; идентифицируя себя с персонажем, ребёнок выражает свои чувства. Кроме того, с помощью игрушек можно смоделировать некую ситуацию и выяснить, как повёл бы себя ребёнок или что он чувствовал.

4. Часто ребёнок может давать ответ, соответствующий культурным нормам. В подобных случаях используют так называемые «облегчающие формулировки»:

- дают понять, что другие дети могут делать или чувствовать тоже подобное («Некоторые дети думают……», «Всем приходилось драться…»).

- дают возможность ответить сначала позитивно, а затем задают вопрос, который требует у него негативных оценок (Что тебе в школе нравится? А что не нравится??);

- формулировать вопросы так, чтобы в них сразу содержалось предположение о «неправильном» поведении ребёнка (Вместо вопроса «Ты ссоришься с братом?», вопрос «Из-за чего ты ссоришься с братом?).

5. Проще «разговорить» младшего школьника и получить объективные данные через рисуночные диагностические пробы (он любит рисовать, легче выстроить беседу):

«Моя семья» «Автопортрет» «Необитаемый остров»

Особенности обследования развития младших школьников в ходе консультирования:

1. Проверяется сохранность познавательных процессов (методики на интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис; методики при ЗПР).

2. Обучаемость ребёнка (задачи с дозированной помощью взрослых), сформированность внутреннего плана действий и произвольной регуляции поведения.

3. Особенности учебной мотивации и уровень притязаний, интересы.

4. Учебные навыки ребёнка: просматриваются тетради по математике, письму.

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости (как ребёнок реагирует на плохую оценку, как реагируют родители): система межличностных отношений ребёнка.

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребёнку в учебной деятельности: кто, как часто и как занимается. Роль второго родителя.

7. Предыстория консультируемого случая: подробный анамнез, случаи обращения к врачу, возможный диагноз. Обязательно выяснить, с чем родители сами связывают плохую успеваемость ребёнка, что явилось непосредственным поводом обращения к психологу.

Предпосылкой к возникновению школьной неуспешности может стать психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе в условиях новой ситуации развития Даже хорошо читающий и считающий ребенок может на первых порах испытывать затруднения, связанные с новой для него системой взаимоотношений, характерной для школьного коллектива и всей системы общественного воспитания. Родитель должен быть готов к тому, что в начальный период обучения ребенка жизненно необходимо обсуждать с ним не то, что он «проходил» на уроках, а особенности его взаимоотношений с учителем и одноклассниками. Поскольку ребенок в силу малого опыта коллективного общения (по статистике лишь 49 % российских детей, поступивших в школу в начале третьего тысячелетия, посещали дошкольные учреждения) еще не обладает достаточным набором психологических средств для объяснения мотивов общения и отношений одноклассников и учителя с детьми.

Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в начальной школе может иметь мнимые и истинные причины.

Когда психолог сталкивается с мнимыми причинами неуспешности, при беседе с родителями (или с одним из них) в первую очередь выявляется повышенная тревога за перспективы обучения ребенка в школе. Эта тревога связана с его собственным, зачастую негативным опытом посещения общеобразовательного учреждения. Реально у ребенка может отмечаться несколько затянувшаяся фаза адаптационного периода к новому виду деятельности. По данным психологов, используемых в нормативных документах, в течение первых двух месяцев школьного обучения адаптируются лишь 50–60 % учащихся первых классов, еще 30 % – в течение первого полугодия. Но 10–15 % детей испытывают трудности со школьной адаптацией на протяжении всего первого года обучения.

В подобной ситуации необходима консультативная работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред ребенку.

Если причины запроса родителя истинны, необходимо всесторонне разобраться в проблеме. Консультант должен четко понимать границы собственной компетентности. Ребенка нужно проконсультировать у таких специалистов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сенсорной недостаточностью, – у профильного специалиста (отоларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифлопедагога и др.).

Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка выявлено негрубое отставание в развитии психических функций, трудности в усвоении программного материала и эмоциональная незрелость, ему необходимо оказать коррекционную помощь в форме индивидуальных или групповых занятий. Обсуждение содержания этих занятий не входит в задачи данного пособия. Однако здесь необходимо отметить, насколько значимо привлечение родителей к их проведению. В о - п е р-в ы х, целесообразно приглашать родителей на коррекционные занятия, проводимые психологом с их детьми. Во-вторых, желательно давать родителям и детям задания для домашней работы, например сходить в зоопарк, понаблюдать за поведением диких животных, а дома записать, каких животных встретили в зоопарке. В-третьих, полезно проводить с родителями регулярные встречи по вопросам динамики развития ребенка. На этих встречах, которые могут иметь как групповую, так и индивидуальную форму, необходимо не только обсуждать проблемы их детей, но и проводить психотерапевтическую поддержку усилий со стороны родителей. Психолог должен заряжать родителей своей энергией и верой в успех ребенка, а также помогать им справляться с личностными трудностями, которые обязательно встретятся им в процессе поддержки собственного ребенка. Кроме того, родителям нужно помочь в налаживании отношений с педагогами, у которых учится их ребенок, подсказать, какую стратегию общения может избрать родитель, чтобы минимизировать возможные осложнения в отношениях ребенка и учителя.

Для младшего школьного возраста характерна еще одна проблема – детской самостоятельности. Многие родители на первых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в выполнении не только письменных, но и устных заданий. Проблема самостоятельности возникает не в школьном возрасте, а значительно раньше, сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и многие другие проблемы, она является следствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жизненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения. Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам родителей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился». Ребенка поощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую добавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Примеры можно множить до бесконечности. Понятно, что ребенок, стремящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах. Но это не повод запрещать ему экспериментировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: