продолжительностью консультирования,
образованием,
возрастом клиентов,
типом семьи, которую они представляют (полная или неполная),
готовностью родителей к предстоящей внутренней работе.
Однако в процессе консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.
В работе с родителями применяются: индивидуальное психологическое консультирование; групповые тренинги и групповое консультирование.
Индивидуальное консультировани е:
1 этап: - создать доверительные отношения с родителями. С этой целью применяется беседа, в ходе которой исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности (чтобы не спровоцировать защитные реакции у родителей);
- специальное внимание разъяснению возможных целей и задач консультирования (эффект и ожидания волшебства);
|
|
- разъясняется назначение обследования.
На этом этапе проводится обследование (в любом случае):
1. анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, врачами, педагогами;
2. беседа с родителями о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровье, семейной обстановке и обстоятельствах социально – бытового плана;
3. сбор информации из других учреждений, включая предшествующее психологическое обследование;
4. сведения о состоянии здоровья;
5. наблюдение за ребёнком;
6. экспериментально – психологическое обследование, анализ продуктов деятельности, результаты изучения личности ребёнка.
Полученные сведения группируются в 4 группы:
1. информация об истории развития ребёнка (анамнез);
2. сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок;
3. особенности поведения и деятельности ребёнка;
4. дифференциальная характеристика развития познавательной и эмоционально – личностной сферы
2 этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Он включает в себя несколько целей:
1. подробный анализ общего состояния психического развития и личностных особенностей ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, осторожно обсуждаются перспективы развития и обучения ребенка, а внимание родителе й сосредоточивается на их возможностях оказания помощи ребенку;
2. разъяснение конкретных мер этой помощи с учетом специфики развития ребенка, объяснение необходимости участия родителей в общей системе психолого-педагогической поддержки;
3. обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям, имеющимся в поведении, общении или обучении ребенка;
|
|
4. планирование последующих встреч.
ü Если у ребенка в ходе обследования обнаружено какое-либо отклонение, необходимо очень осторожно и обоснованно сообщить о нем родителям. Методически оправданно каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами, ярко отражающими особенности нарушений развития.
ü Кроме того, родителей необходимо подготовить к консультациям профильных специалистов и/или к последующей коррекционной работе с ребенком.
ü Предупредить о возможных трудностях при проведении коррекционной работы
3 этап: проводится коррекционная работа, меняются задачи консультирования, которые предполагают формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений; привлечение к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активных участников этого процесса.
Наиболее эффективными формами индивидуального воздействия на этом этапе являются:
- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
- анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания);
- помощь родителям в решении их собственных проблем и в определении перспектив личностного саморазвития. Важной задачей консультирования является снятие чувства тревоги у близких ребёнка, снятия чувства вины и угнетённости. Считается, что помочь справиться с чувством вины лучше всего путём разбора трудностей.
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, с направленностью всей семейной жизни на активизацию их познавательной деятельности.
Родительские тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги может проводить только высококвалифицированный психолог, формы занятий различны – контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д.