С нормальным старением, и работа

С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ1

Одним из наиболее ярких изменений, происходящих во время старения, является замедление реакций. Оно связано с повышени­ем порога возбуждения в нервных клетках и волокнах, замедлени­ем проводимости возбуждения, снижением активирующих и то­низирующих влияний отдельных нейрофизиологических систем в организме и другими причинами. В процессах замедления реакций играют роль и психологические факторы — настроение, установ­ка человека на выполнение задания, неожиданность или ожидае-мость решаемой задачи, ее диапазон и сложность. Так, при предъяв­лении большого ряда заданий на двигательные действия или за­поминание старые люди справляются с ними хуже, чем при ре­шении простых задач. При ограничении времени на выполнение заданий молодые начинают выигрывать. Но если не было ограни­чения во времени, то при выполнении психологических тестов пожилые люди не уступали молодым по характеру действий и по уровню интеллекта.

Проводили эксперименты с обучением пожилых людей элект­ронным играм, в которых для выигрыша требовались быстрота реакций и сообразительность. В конце обучения устраивали их со­ревнование с детьми. В большинстве случаев пожилые люди выиг­рывали: хотя рефлекторные реакции у детей были быстрее, по­жилые игроки имели преимущества в стратегии. Здесь злейшим врагом для них было нервное напряжение, но если им удавалось расслабиться, они чаще выигрывали. Этот эксперимент показал, что скорость реакций для умственных действий несущественна.

Резко ухудшают качество выполнения задания и усиливают за­медленность поведения пониженное настроение, отрицательная установка или незаинтересованность. И напротив, наличие поло­жительного опыта в предлагаемом задании облегчает его выпол­нение. Поддержание тренированности в какой-либо разновиднос­ти труда и профессиональных навыков способствует сохранению

1 Зоткин Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. — Самара: Издательство «Самарский университет», 1996. — С. 7-12, 33-34.

на достаточно высоком уровне памяти, способности к счетным опе­рациям, различным манипуляциям, требующим тонкого ручного труда и др., хотя скорость их выполнения в целом снижается.

Таким образом, замедленность реакций как одно из основопо­лагающих свойств старения психики зависит от целого ряда взаи­мосвязанных факторов — нервных, психологических, социальных. Его эволюционный смысл, по-видимому, заключается в адапта­ции к происходящим изменениям в организме.

Пожилые люди часто пытаются бороться с замедленностью ре­акций. Необходимо рекомендовать им при планировании дня от­водить больше времени для выполнения той или иной работы и избегать ситуаций, где приходится спешить.

В старости ухудшается работа органов чувств — слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания, что влечет за собой изменения пси­хологические. Так, например, с понижением слуха у человека за­кономерно возрастает чувство настороженности, но главное, чтобы оно не переросло в подозрительность и недоверчивость, когда каждое слово окружающих становится поводом для тревоги и бес­покойства.

Пожилым людям рекомендуют обычно выяснить, нет ли у них хотя бы незначительных возрастных изменений в органах чувств. Если есть, то необходимо принять соответствующие меры для их корректировки, например, прибегать к помощи очков, лупы, слу­хового аппарата. Рекомендуется садиться поближе к собеседнику и экрану телевизора, без стеснения просить повторить сказанное, наклонять ухо ко рту собеседника.

Также происходит сужение поля внимания и усиливается чув­ствительность к посторонним помехам. Это делает людей более рассеянными, они больше отвлекаются на несущественное при выполнении какой-либо деятельности. Здесь тоже не надо торо­питься в работе, по возможности нужно устраивать больше пере­рывов. Как следствие этих особенностей, возникают трудности при совмещении нескольких дел. Пожилым людям рекомендуется кон­центрировать внимание только на одном деле, тогда они лучше справляются с ним. При наличии нескольких срочных дел необ­ходимо установить их последовательность и выполнять по поряд­ку. Если заняты важным делом, необходимо устроиться так, что­бы никто не мешал, и не торопиться.

Интересно, что в начале старости интеллектуальные способ­ности у человека не только не ослабевают, но может даже и на­блюдаться их совершенствование, и только в дальнейшем насту­пает их постепенный регресс.

Характерным для пожилого возраста является преобладание суж­дений, окрашенных чисто субъективным опытом, их излишняя категоричность, стремление всегда подвести их под рубрику вер­ного или неверного со своей субъективной точки зрения. Хотя

новые установки вырабатываются, как правило, с обычной ско­ростью, они малоподвижны и плохо перестраиваются, что прояв­ляется в инерционности смены гипотез. Все эти изменения связа­ны не только и не столько с физиологическим старением, сколь­ко с изменением образа жизни. Сохранению интеллекта пожилых людей способствует сохранение их активности в социальной и практической сфере.

Наиболее существенным для пожилых людей является ухудше­ние памяти. В преклонном возрасте происходит ослабление памя­ти в среднем на 20 — 40 %, но оно наблюдается не у всех старых людей. Процесс старения памяти носит прерывистый характер с двумя периодами спада (60 — 70 лет и после 80) и периодом отно­сительной стабильности (70 — 80 лет).

Наиболее сильно страдает произвольное запоминание логически малосвязанного материала (механическая память), в то время как логическая и смысловая память хорошо сохраняются и до 70 — 90 лет. Ослабление запоминания носит приспособительный харак­тер, приводит к преобладанию логического и систематизирован­ного усвоения над механическим запоминанием. Соответственно, пожилые люди хорошо помнят, что необходимо сделать, но если им диктуют формулировки (заявления, например) или подробно рассказывают, каким образом что-то сделать, то в силу отсут­ствия механической памяти они быстро забывают информацию и просят по нескольку раз ее повторить. В таких случаях им надо дать возможность записать все необходимое или записать для них са­мим.

Особую трудность для старых людей представляет использова­ние имеющейся информации в незнакомой ситуации. При доста­точно хорошем удержании в памяти давнего материала у них зна­чительно слабеет фиксирование текущего опыта. Возможной при­чиной этого является снижение значимости для них текущей ин­формации по сравнению с прошлой. Иногда взрослые дети удив­ляются: «Мама, ты так хорошо, во всех подробностях помнишь далекое событие, а что было позавчера, уже не помнишь!». При­чиной этого является повышенная значимость для пожилых лю­дей давно прошедших событий.

У активно работающих пожилых людей все формы памяти со­храняются дольше. Обнаружено, что, хотя механическое запечат-ление с возрастом ухудшается, продуктивность памяти по отно­шению к специальным видам деятельности у пожилых даже выше, чем у молодых. Предпосылкой хорошей памяти в этом случае яв­ляется отчетливое осознание человеком целей и личной значимо­сти своей деятельности.

Отрицательные эмоции, тревога, депрессия, стресс оказыва­ют негативное влияние на функционирование памяти. Астения (не­рвно-психическая слабость), вызванная соматическими и други-

ми истощающими хроническими заболеваниями, присущими ста­рому возрасту, снижая общую психическую активность, ухудша­ет деятельность мышления и памяти. Подобное воздействие ока­зывают и социально-стрессовые ситуации, столь многочисленные в позднем возрасте, — потеря близких, переживания, связанные с выходом на пенсию, семейные конфликты, перемена привыч­ного жизненного уклада, отсутствие деятельности, повышающей социальную самооценку старого человека, и т.д.

Кроме перечисленных особенностей изменения памяти, в экс­периментах было обнаружено, что в определенных условиях ухуд­шение памяти частично обратимо у людей в возрасте до 80 лет; что кратковременная память страдает в той же мере, как и долго­временная; что ухудшение памяти в возрасте 60 — 80 лет происхо­дит, в основном, по причине нарушения способности к воспро­изведению информации, а после 80 лет — по причине трудностей ее воспроизведения и кодирования.

Поэтому основной совет, который дается пожилым людям, — не торопиться ни в чем. «Если вы начинаете ощущать влияние возраста, избегайте спешки, и тогда вы по-прежнему будете хо­рошо справляться с большинством обычных для вас задач. При планировании своего дня отводите больше времени для выполне­ния той или иной работы. Избегайте ситуаций, в которых вам придется спешить. Если не удается что-то вспомнить сразу, оста­вайтесь спокойными и терпеливыми — ведь с возрастом замедля­ется именно извлечение информации из памяти. Дайте время сво­ему мозгу, чтобы он мог работать в новом ритме, и обучитесь умственным стратегиям, которые смогут компенсировать возраст­ное замедление реакций и связанную с ним дополнительную тра­ту энергии», — советует Д.Лапп [1993]. Улучшает работу памяти освобождение от подспудных тревог, гнетущих и навязчивых мыс­лей.

Страх перед забыванием — одна из главных причин сбоев в работе памяти. Ум оказывается во власти этого неотвязного чув­ства, особенно если и раньше случались неудачи. Чтобы легче было преодолеть беспокойство, нужно стремиться свести неудачи до минимума. «Избегая в такого рода ситуациях нежелательных по­следствий, мы тем самым получаем дополнительную помощь. Мож­но найти элегантные объяснения своей забывчивости. Достаточно лишь сослаться на возраст», — советовал Б.Ф. Скиннер. Следует рассматривать подчас неизбежные ошибки в работе памяти как нормальное явление. Если спокойно мириться с их неизбежнос­тью, они будут случаться реже.

Старость — это и быстрая, но не замечаемая самим человеком утомляемость. Она отрицательно сказывается на качестве работы, приводит к ошибкам, которые человек с изумлением обнаружи­вает позднее. Если же ему известны признаки утомляемости и он

специально обращает на них внимание, то это позволяет вовремя прервать свою деятельность, расслабиться, отдохнуть, чтобы за­тем снова работать продуктивно.

Вопрос о творческой продуктивности старых людей не пред­ставляется однозначным. С одной стороны, как известно, снижа­ются способность к усвоению нового и способность к адаптации при достаточно высоком уровне сохранности и пользования на­копленными знаниями; последний факт делает понятной долгую сохранность привычной профессиональной деятельности у мно­гих пожилых людей. Лишь с предъявлением новых и повышенных задач, с нарушением привычного стереотипа умственной деятель­ности может наступить ее упадок. С другой стороны,... отсутствует строгая зависимость между увеличением возраста и снижением творческих способностей человека.

Последнее нейрофизиологическое изменение в старости, на котором мы остановимся, — это болезнь под общим названием «старческое слабоумие». Она наблюдается у примерно 12 % лиц стар­ше 65 лет. Ее характерными признаками являются глубокое нару­шение памяти и дезориентация поведения. Часто присутствует па­раноидальный (застревающий) тип поведения: повышенная по­дозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицатель­ных эмоций, неприятие мнения других, стремление к доминиро­ванию и, как следствие, высокая конфликтность.

Два других психических расстройства, касающихся памяти — болезнь Альцгеймера (сенильное слабоумие типа Альцгеймера) и синдром Корсакова. Болезнь Альцгеймера представляет собой фор­му преждевременного старческого слабоумия. Эта болезнь сопро­вождается уменьшением в головном мозге вещества, необходи­мого для функционирования памяти. Недостаток этого вещества (ацетилхолина) при заболевании очень значителен и ничем не может быть компенсирован. Имеет место необратимое поврежде­ние мозга, несколько сходное с повреждением, наблюдаемым при синдроме Корсакова, который вызывается алкоголизмом.

В чем отличие работы памяти у здоровых стариков и у больных старческим слабоумием? «Сегодня два раза потерял очки и долго не мог найти», «Я уже выживаю из ума», — так говорят здоровые люди. Старики, «впавшие в детство» или «выжившие из ума», не осознают, что многое забывают. И когда им на это указывают, они часто этому не верят и вступают в споры. Если собеседники настаивают, то это повод для обид и оскорблений, потому что они считают, что их убеждают в том, чего в действительности не было.

Таким образом, если человека беспокоит состояние памяти (и он перечисляет, что и сколько он на прошлой неделе забыл), то он здоров. Если он не осознает провалов в памяти, то, возможно, болен. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: