Домашнее задание

После дня рождения трудно было Волчонку сосре­доточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не матема-«иха. Однако он еще помнил слова учителя о провер-*в решения задач. И Волчонок с неохотой достал учеб­ник и несколько раз перечитал условие задачи.

— Ничего не понимаю! — крикнул он в отчаянии и дорыл книгу.



— 174*



— Что случилось? — поинтересовался его папа,
оторвавшись от чтения «Лесной газеты».

— Такие трудные задачки напридумывали, что в
них никто не разберется! — продолжал возмущать­
ся Волчонок.

— Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная за­
дачка? — заинтересовался папа Волк.

— Вот, смотри! — ответил обрадованный Волчо­
нок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

— Так, так, так... — поразмыслил немного отец и
быстро написал решение задачки.

— Ух ты! — воскликнул сынишка. — Ты, папоч­
ка, так быстро решаешь?!

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

Волчонок принялся выполнять следующее домаш­нее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

— Ох, что же мне делать? — мучился ученик. —
Пойду опять к папе.

— Что, опять не получается? — спросил отец,
посмотрев на грустного сынишку.

— Угу, — пробурчал Волчонок.

— Ну, хорошо, давай посмотрю. — И задача вновь
была им решена.

— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! — пры­
гал счастливый Волчонок вокруг отца. — Можно я
пойду играть?

— Собери портфель для завтрашнего дня и мо­
жешь идти.

— Хорошо! Я соберу мигом! — И через несколь­
ко минут Волчонок будто на крыльях вылетел из
дома.

На следующий день перед уроком ребята сравни­вали ответы в задачках. Волчонок с гордостью по­казывал всем свою домашнюю работу.


Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.

Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и
Волчонок нам поможет, — сказал Учитель, пригла­
си* Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не спра­виться, он даже не помнил папино решение.

— Я не знаю, как решать... — прошептал Волчо­
нок.

— Но ведь ты справился с задачами дома, значит,
справишься и сейчас, — приободрял ученика Еж.

— Мне папа помогал, он мне все решил, — при-
гнался Волчонок.

— Значит, все домашнее задание выполнял твой
от<ец? — удивился Учитель.

— Да... — почти беззвучно прозвучал ответ.

— Передай своему папе, что он прекрасно разби­
рается в математике. Но если он будет решать за
тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребя­
та, кому задают домашнее задание?

— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно
мыюлить и закреплять знания, — уверенно произнес
Медвежонок.

— Верно! И такая помощь родителей мешает раз-
«ишатъся их ребенку, — продолжал Учитель.

— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно
объяснял Волчонок.

— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь
трудился-то не ты, а твой папа.

— Да мне было немного стыдно, — вспоминал
свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили
к доске, стало очень страшно.

— Это могло произойти с любым из наших учени­
ке*. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что
радостные чувства, чувства удовлетворения мы полу-


чаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудно­стями самостоятельно.

— А если мы не сможем выполнить домашнее за­
дание, то в школу можно приходить с невыученными
уроками? — поинтересовалась Белочка.

— Если вы долго думали, но не смогли решить
задачу, тогда перед уроком желательно сказать об
этом мне, — предложил Учитель. — И мы вместе
постараемся понять и во всем разобраться.

— А вдруг я никогда не смогу научиться решать
задачи, постоянно буду приходить с не-выученными
уроками? — волновался Волчонок.

— Тогда на уроке или после уроков мы с ребята­
ми будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все
понял. Когда ученик старается, ему необходимо по­
мочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то по­
могать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал:

— Я буду стараться!

— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медве­
жонок поможет нам решать задачу.

Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пя­терку. Это самая лучшая отметка в школе.

Но об отметках и оценках на следующем уроке.

Тринадцатая сказка. Школьные оценки

Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по ма­тематике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.

— Цифра как цифра, что в ней такого? — не по­
нимал Лисенок.

— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смот­
рю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.


— Это потому, что тебе эту оценку за хороший
ответ поставили, поэтому ты и радуешься1 — рассуж­
дал Зайчонок.

А Белочка добавила:

— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный.
Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела полу­
чить пятерку.

— Обязательно получишь! — с уверенностью про­
изнес Учитель-Еж. — А сейчас поиграем в игру «Хо­
рошо и плохо».

— Это опять о поведении, что ли, говорить бу­
дем? — поинтересовался Волчонок.

— Нет, не о поведении, вернее, не только о пове­
дении, — продолжал учитель. — В игре каждый из
мс покажет свое отношение к тому, что я скажу.
Показывать будем мимикой, то есть выражением сво­
его лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и
на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо,
тогда хмуро сдвинуты брови.

— А если мне все равно и я никак не отношусь? —
спросил Лисенок.

— Тогда твое лицо будет без выражения, равно­
душное, — пояснил Учитель. — Приготовились?

ejk по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игр-ушки, а ученики мимикой выражали свое отноше-

— Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у
бывают разные оценки одного и того же пред-

Met». но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каж- г,ь>« из вас думал и анализировал. Вы оценивали все. что я называл, используя свой личный опыт.

— Да, я очень люблю есть морковку и яблочки,
поэтому я мимикой показал свое положительное от­
ношение к этому, — улыбаясь, вспоминал Зайчонок.

— А я хотел сначала показать свое хорошее от­
ношение к такому занятию, как кричать, но потом


вспомнил, что меня за это мама поругала, и переду­мал, — поделился своими мыслями Волчонок.

— А я думаю, что наши родители с помощью
своих оценок помогают нам понять, что хорошо и
что плохо, — сделал вывод Зайчонок.

— Да, я как посмотрю на маму, так сразу пони­
маю по ее лицу, правильно я делаю или нет, — ска­
зал Медвежонок.

— А я когда был маленький, — вспомнил Лисенок, —
иногда баловался и папа мне жестами показывал, что­
бы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.

— Ой, а моя мама, — продолжила разговор Белоч­
ка, — свое отношение к моим поступкам выражает го­
лосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени,
и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.

— Это действительно так. Вы сами, ваши родители
отражают свое отношение мимикой, жестами, интона­
цией и словами, — подтвердил Учитель. — Так мы пони­
маем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы
идти правильным путем, наблюдают за оценками окру-
хающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?

— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на
своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. —
Если все правильно, то они утвердительно качают го­
ловой.

— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже
учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посове­
товал Медвежонок.

— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «мо­
лодец», от учителя, так понимаю, что хорошо спра­
вился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.

— За весь урок учителю необходимо показать свое
отношение к успехам и неудачам каждого ученика
Отметка подтверждает данное отношение, как резуль­
тат усвоенных знаний и умений, — объяснял Еж. —
Отметку часто называют оценкой успеваемости, по­
тому что она помогает ученику, учителю и родителям


школьную успеваемость. Это как специаль-школьные сигналы.

— Как у моряков или военных? — заинтересовал­
ся Зайчонок.

— Наверное, что-то общее есть, — согласился
Учитель. — Если пятерка — все прекрасно, так дер­
жать. Если четверка — хорошо, но можешь еще луч-
yj«. Тройка — пора срочно браться за дело, изучать,
стараться понять. А двойка — это сигнал бедствия,
трудись сам и обращайся за помощью.

— А единица? — поинтересовалась Белочка.

•— Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! — гхкиутил Лисенок.

Ученики дружно рассмеялись. А Учитель, улыбаясь, продолжал:

— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я на-
дс ось, каждый из вас будет стремиться получать чет-
•срки и пятерки!

— А при неудачах обращаться за помощью к учи­
телю и к товарищам? — спросил Зайчонок.

— Конечно, и еще при неудачах помнить о том,
что мы учимся, что главное — старание, и все обяза­
тельно получится!

Четырнадцатая, сказка. Ленивец

В Лесной школе все ученики добросовестно отно-емлись к заданиям. Медвежонок сначала тоже ста­рался, но потом стал уставать, появились равноду­шие и лень. Все чаще его находили на мягком диван-чикс. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.

— До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже
•оглядишь сонным и вялым, — говорила она.

— Я решил зря силы не тратить! — ответил ей
Медвежонок.


— Учиться, узнавать новое очень полезно для каж­
дого, и ты это знаешь, сынок! — ласково произнесла
Медведица.

— Не хочу больше учиться! Надоело мне! — про­
ворчал Медвежонок. — Я думал, что это легко —
быть школьником. Что все будет получаться само
собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!

— Конечно, иногда хочется быстрых результа­
тов, — вздохнула мама. — Но ведь хорошо быстро
не бывает!..

— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми дня­
ми! — воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене,
чтобы не видеть расстроенной Медведицы.

— Любой ребенок или взрослый испытывает чув­
ство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон
помогают справиться с этой проблемой и вернуться к
работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то
превратишься в Ленивца.

— Что это такое? — поинтересовался Медвежо­
нок.

— Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник
обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно
обезьянкой, пока с ним не произошла одна история.
Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную ус­
талость от работы и объявил всему лесу о том, что он
отказывается трудиться, а желает только лениться. Це­
лыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз
головой, потому что подняться или перевернуться ему
лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже
не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» — думал
он. Конечно же. Ленивец не умывался, не расчесывал
шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел
лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным
запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным?
Лень!» — продолжал размышлять Ленивец.

Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Лени-


гюиграй с нами!» — кричали они ему. Но Ленивец наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. •Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец.

Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.

Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого суще­ства на свете.

— Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на
такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медве­
дица.

— Нет, не хочу! — твердо произнес Медвежонок. —
Но можно я хоть отдохну немножко?

— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь

м работу!

— Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил
Медвежонок.

Пятнадцатая, сказка. Списывание

Медвежонок пришел в школу в хорошем настрое­нии, готовый к новым испытаниям.

На уроке Учитель дал всем задание придумать рас­сказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись ia дело. Медвежонок вспомнил о том, как он позна­комился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в кем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка — свой первый поход за грибами, как она набрала од­них мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспом­нить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все





ученики уже заканчивали свою работу, только у Зай­чонка была чистая тетрадка.

— Я тоже хочу получить хорошую оценку за рас­
сказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медве­
жонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за
медом ходили, — обратился Зайчонок к своему со­
седу.

— Ладно, списывай, — разрешил Медвежонок. —
А на другом уроке я у тебя списывать буду.

— Договорились! — обрадовался Зайчонок и бы­
стро переписал всю историю медвежонка в свою тет­
радочку.

— Прошу всех сдать тетради, — попросил Учи­
тель.

Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.

— Отдохните на перемене, а я проверю ваши со­
чинения, — предложил Еж.

Ребята веселой толпой выходили из класса, рас­сказывая друг другу свои истории.

Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетер­пением ждали результатов.

— Ваши сочинения показали мне, что вы многому
научились. Каждый из вас понятно и грамотно выра­
жал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки
у всех хорошие — четверки и пятерки. Молодцы,
ребята! — с гордостью произнес Учитель.

Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадоч­ки, изучали оценки.

— А у нас с Медвежонком странная какая-то от­
метка поставлена, и что она означает, мы не зна­
ем, — обратился Зайчонок к Ежу.

— Да какая-то дробь получается: четыре вторых
или четыре разделить на два. Что это? По двойке
нам с Зайцем? Да? —удивлялся Медвежонок.

— Не совсем, — ответил Учитель. — Вам за одну
работу поставлена одна отметка, а так как она в двух
тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.


— Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! —
•огмутился Зайчонок.

— Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже
«ели бы вы вместе ходили за медом, то одно бы со­
бытие описывали no-разному, мысли и чувства отли­
чались бы в ваших историях, — объяснял Еж.

— А что же нам теперь делать? — спрашивали
расстроенные Зайчонок и Медвежонок.

— Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался
трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потру­
диться по-настоящему, чтобы получить заслуженную
схдоку, — спокойно предложил Учитель.

— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. — Просто
мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Мед­
вежонка помочь.

— Разве это помощь? — возмутились ученики.

— Это медвежья услуга! — воскликнула Белоч-
«д. — Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один,
•сдь ты так и не научишься сочинения писать.

— А мне Медвежонка жалко, — тихо произнес
Лисенок. — Он старался, сочинял, а ему попало.

— Не надо было Зайчонку такую услугу оказы-
ыть! — крикнул Волчонок.

— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим воз­
можность виновникам самим исправить положение
кмцей, — предложил Учитель. — Если Зайчонок при­
несет завтра новое сочинение, то Медвежонок полу­
чит свою законную четверку.

— Я все понял, — согласился Зайчонок.

— И я понял... — произнес Медвежонок.

— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что
списывание приносит больше вреда, чем пользы! —
подвел итог Учитель.

— Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья
услуга... — прошептал Волчонок.

— Ну что же теперь, так и будете меня ругать? —
спросил обиженный Медвежонок. — Я ведь как луч-
it>e хотел!


— Медвежонок, мы очень любим тебя1 Ты дей­
ствительно умеешь помогать! — успокоила Белочка. —
Но неудачную помощь мы будем называть «медве­
жьей услугой», ладно, без обид?

— Ладно... — проворчал Медвежонок, почесывая
лапой свой затылок.

Шестнадцатая сказка. Подсказка

Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учи­лись писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении.

За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежин­ке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь поры­вистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, на­против, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище за­ворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белоч­ка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.

— Мы сейчас познакомились с новым видом кус­
тарника, который не встретишь в нашем лесу, но его
часто сажают в парках как «живую изгородь», —
обратился к Волчонку Учитель. — Мне бы хотелось,
чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название.

Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытал­ся вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он еще не встречал.

В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к сосед­ке. Белочка тихим шепотом произнесла: «Барбарис».


— Борис! — громко и уверенно ответил Волчонок.
все ученики громко засмеялись.

— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! — успо-
их Еж,

Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название, и вновь с мольбой во взгля­де посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Бар­барис».

— Барбара, — уже менее уверенно сказал Волчо-
мс*.

Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Не-ноюрые ученики даже утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились слезы, но не от радости.

— Борис и Барбара — это имена. А название ку­
старника «Барбарис», — серьезно начал свою речь
Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном
положении и успокоить класс. — На этом кустарнике
рлстут плоды, из которых можно варить варенье.
Кдкое ты любишь варенье, Волчонок?

— Земляничное... — с трудом произнес Волчонок.

— А я люблю вишневое варенье! — воскликнула
Белочка.

— Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил под-
c*jjkh у Белочки? — улыбаясь, спросил Еж.

— Любимое варенье я и сам знаю, — грустно от-
•етмл Волчонок.

— Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть
он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают са-
маие смешные и неприятные для учеников истории, —
обратился Учитель ко всему классу. — Расскажи,
Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?

— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне
казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раска­
ливаюсь, как чайник от перегрева, — поделился сво­
ими переживаниями Волчонок.

— О чем же ты думал, что не слышал объяснения
и названия? — поинтересовался Еж.


— Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял
про нее сказку. Как однажды путешествовала смелая
снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно,
что происходит в домах. Когда она находила что-то
интересное, то созывала своих подруг.

Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.

Волчонок заметил, что все его товарищи с огром­ным вниманием слушали сказку, мечтательно засмот­ревшись на снежинку.

— Вот об этом я и думал, — ответил Волчонок.

— А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство
было у тебя? — продолжал спрашивать Учитель.

— Мне было приятно, что я свободно рассказы­
ваю о своих мыслях и что весь класс понимает и
внимательно слушает меня, — сказал повеселевший
Волчонок.

— Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и
без подсказки, — отметил Еж. — А сказка у тебя
получилась очень романтичная. И про отдых надо
подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает
время каникул. Они не такие длинные, как летние, но
все же почти две недели.

— Конечно, летние каникулы целых три месяца, —
подтвердила Белочка.

— А есть еще зимние и весенние, но они тоже
короткие, — вспомнил слова папы Лисенок.

— Важна не длина каникул, а как мы их проведем,
чтобы как следует отдохнуть, — высказал свое мне­
ние Медвежонок.

— На каникулах вы сможете играть, высыпаться,
встречаться с друзьями и многое другое. А потом —
вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.

Этими словами Учителя и закончилась первая чет­верть наших первоклассников.


Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной no школьной адаптации, поэтому их лучше исполь-• первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содер-поштмвные модели поведения для детей и взрослых Не-i идеализация образа учителя соответствует возрастным и особенностям личности старшего дошкольни-м * иладшего школьника. После прослушивания этих сказок •«.««шлется учебная мотивация, понижается уровеньтревож-««к-т, дети хотят учиться в школе, справляться со своими



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: