После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не матема-«иха. Однако он еще помнил слова учителя о провер-*в решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.
— Ничего не понимаю! — крикнул он в отчаянии и дорыл книгу.
— 174*
— Что случилось? — поинтересовался его папа,
оторвавшись от чтения «Лесной газеты».
— Такие трудные задачки напридумывали, что в
них никто не разберется! — продолжал возмущать
ся Волчонок.
— Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная за
дачка? — заинтересовался папа Волк.
— Вот, смотри! — ответил обрадованный Волчо
нок, быстро избавляясь от наскучившего задания.
— Так, так, так... — поразмыслил немного отец и
быстро написал решение задачки.
— Ух ты! — воскликнул сынишка. — Ты, папоч
ка, так быстро решаешь?!
Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.
Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.
— Ох, что же мне делать? — мучился ученик. —
Пойду опять к папе.
— Что, опять не получается? — спросил отец,
посмотрев на грустного сынишку.
— Угу, — пробурчал Волчонок.
— Ну, хорошо, давай посмотрю. — И задача вновь
была им решена.
— Папочка, спасибо, ты так меня выручил! — пры
гал счастливый Волчонок вокруг отца. — Можно я
пойду играть?
— Собери портфель для завтрашнего дня и мо
жешь идти.
— Хорошо! Я соберу мигом! — И через несколь
ко минут Волчонок будто на крыльях вылетел из
дома.
На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.
Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.
Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.
— А сейчас мы решим такие задачки вместе, и
Волчонок нам поможет, — сказал Учитель, пригла
си* Волчонка к доске.
Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение.
— Я не знаю, как решать... — прошептал Волчо
нок.
— Но ведь ты справился с задачами дома, значит,
справишься и сейчас, — приободрял ученика Еж.
— Мне папа помогал, он мне все решил, — при-
гнался Волчонок.
— Значит, все домашнее задание выполнял твой
от<ец? — удивился Учитель.
— Да... — почти беззвучно прозвучал ответ.
— Передай своему папе, что он прекрасно разби
рается в математике. Но если он будет решать за
тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребя
та, кому задают домашнее задание?
— Ученикам, чтобы научиться самостоятельно
мыюлить и закреплять знания, — уверенно произнес
Медвежонок.
— Верно! И такая помощь родителей мешает раз-
«ишатъся их ребенку, — продолжал Учитель.
— Я хотел, чтобы меня похвалили, — грустно
объяснял Волчонок.
— А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь
трудился-то не ты, а твой папа.
— Да мне было немного стыдно, — вспоминал
свои чувства Волчонок. — А когда меня пригласили
к доске, стало очень страшно.
— Это могло произойти с любым из наших учени
ке*. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что
радостные чувства, чувства удовлетворения мы полу-
чаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно.
— А если мы не сможем выполнить домашнее за
дание, то в школу можно приходить с невыученными
уроками? — поинтересовалась Белочка.
— Если вы долго думали, но не смогли решить
задачу, тогда перед уроком желательно сказать об
этом мне, — предложил Учитель. — И мы вместе
постараемся понять и во всем разобраться.
— А вдруг я никогда не смогу научиться решать
задачи, постоянно буду приходить с не-выученными
уроками? — волновался Волчонок.
— Тогда на уроке или после уроков мы с ребята
ми будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все
понял. Когда ученик старается, ему необходимо по
мочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то по
могать ему вряд ли кто захочет.
Волчонок опустил глаза и твердо сказал:
— Я буду стараться!
— Вот и замечательно! Продолжим урок, Медве
жонок поможет нам решать задачу.
Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе.
Но об отметках и оценках на следующем уроке.
Тринадцатая сказка. Школьные оценки
Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.
— Цифра как цифра, что в ней такого? — не по
нимал Лисенок.
— Есть в ней какая-то притягательная сила. Смот
рю и восхищаюсь! — любовался Медвежонок.
— Это потому, что тебе эту оценку за хороший
ответ поставили, поэтому ты и радуешься1 — рассуж
дал Зайчонок.
А Белочка добавила:
— Теперь все будут знать, какой ты у нас умный.
Вот твоя мама обрадуется! Я бы тоже хотела полу
чить пятерку.
— Обязательно получишь! — с уверенностью про
изнес Учитель-Еж. — А сейчас поиграем в игру «Хо
рошо и плохо».
— Это опять о поведении, что ли, говорить бу
дем? — поинтересовался Волчонок.
— Нет, не о поведении, вернее, не только о пове
дении, — продолжал учитель. — В игре каждый из
мс покажет свое отношение к тому, что я скажу.
Показывать будем мимикой, то есть выражением сво
его лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и
на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо,
тогда хмуро сдвинуты брови.
— А если мне все равно и я никак не отношусь? —
спросил Лисенок.
— Тогда твое лицо будет без выражения, равно
душное, — пояснил Учитель. — Приготовились?
ejk по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игр-ушки, а ученики мимикой выражали свое отноше-
— Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у
бывают разные оценки одного и того же пред-
Met». но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каж- г,ь>« из вас думал и анализировал. Вы оценивали все. что я называл, используя свой личный опыт.
— Да, я очень люблю есть морковку и яблочки,
поэтому я мимикой показал свое положительное от
ношение к этому, — улыбаясь, вспоминал Зайчонок.
— А я хотел сначала показать свое хорошее от
ношение к такому занятию, как кричать, но потом
вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, — поделился своими мыслями Волчонок.
— А я думаю, что наши родители с помощью
своих оценок помогают нам понять, что хорошо и
что плохо, — сделал вывод Зайчонок.
— Да, я как посмотрю на маму, так сразу пони
маю по ее лицу, правильно я делаю или нет, — ска
зал Медвежонок.
— А я когда был маленький, — вспомнил Лисенок, —
иногда баловался и папа мне жестами показывал, что
бы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.
— Ой, а моя мама, — продолжила разговор Белоч
ка, — свое отношение к моим поступкам выражает го
лосом, то есть интонацией. Она позовет меня по имени,
и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.
— Это действительно так. Вы сами, ваши родители
отражают свое отношение мимикой, жестами, интона
цией и словами, — подтвердил Учитель. — Так мы пони
маем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы
идти правильным путем, наблюдают за оценками окру-
хающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?
— Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и... на
своего соседа, Волчонка, — призналась Белочка. —
Если все правильно, то они утвердительно качают го
ловой.
— Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже
учится, поэтому смотри лучше на учителя, — посове
товал Медвежонок.
— А я как услышу такие слова, как «хорошо», «мо
лодец», от учителя, так понимаю, что хорошо спра
вился с заданием, — рассказал о себе Волчонок.
— За весь урок учителю необходимо показать свое
отношение к успехам и неудачам каждого ученика
Отметка подтверждает данное отношение, как резуль
тат усвоенных знаний и умений, — объяснял Еж. —
Отметку часто называют оценкой успеваемости, по
тому что она помогает ученику, учителю и родителям
школьную успеваемость. Это как специаль-школьные сигналы.
— Как у моряков или военных? — заинтересовал
ся Зайчонок.
— Наверное, что-то общее есть, — согласился
Учитель. — Если пятерка — все прекрасно, так дер
жать. Если четверка — хорошо, но можешь еще луч-
yj«. Тройка — пора срочно браться за дело, изучать,
стараться понять. А двойка — это сигнал бедствия,
трудись сам и обращайся за помощью.
— А единица? — поинтересовалась Белочка.
•— Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! — гхкиутил Лисенок.
Ученики дружно рассмеялись. А Учитель, улыбаясь, продолжал:
— Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я на-
дс ось, каждый из вас будет стремиться получать чет-
•срки и пятерки!
— А при неудачах обращаться за помощью к учи
телю и к товарищам? — спросил Зайчонок.
— Конечно, и еще при неудачах помнить о том,
что мы учимся, что главное — старание, и все обяза
тельно получится!
Четырнадцатая, сказка. Ленивец
В Лесной школе все ученики добросовестно отно-емлись к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диван-чикс. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.
— До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже
•оглядишь сонным и вялым, — говорила она.
— Я решил зря силы не тратить! — ответил ей
Медвежонок.
— Учиться, узнавать новое очень полезно для каж
дого, и ты это знаешь, сынок! — ласково произнесла
Медведица.
— Не хочу больше учиться! Надоело мне! — про
ворчал Медвежонок. — Я думал, что это легко —
быть школьником. Что все будет получаться само
собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!!!
— Конечно, иногда хочется быстрых результа
тов, — вздохнула мама. — Но ведь хорошо быстро
не бывает!..
— Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми дня
ми! — воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене,
чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
— Любой ребенок или взрослый испытывает чув
ство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон
помогают справиться с этой проблемой и вернуться к
работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то
превратишься в Ленивца.
— Что это такое? — поинтересовался Медвежо
нок.
— Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник
обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно
обезьянкой, пока с ним не произошла одна история.
Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную ус
талость от работы и объявил всему лесу о том, что он
отказывается трудиться, а желает только лениться. Це
лыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз
головой, потому что подняться или перевернуться ему
лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже
не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» — думал
он. Конечно же. Ленивец не умывался, не расчесывал
шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел
лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным
запахом. «Кому это нужно быть чистым и опрятным?
Лень!» — продолжал размышлять Ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Лени-
гюиграй с нами!» — кричали они ему. Но Ленивец наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. •Даже есть лень!» — удивлялся сам себе Ленивец.
Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.
Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.
— Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на
такого Ленивца? — закончила свой рассказ Медве
дица.
— Нет, не хочу! — твердо произнес Медвежонок. —
Но можно я хоть отдохну немножко?
— Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь
м работу!
— Хорошо, мама! Я так и сделаю! — ответил
Медвежонок.
Пятнадцатая, сказка. Списывание
Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым испытаниям.
На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях. Ученики взялись ia дело. Медвежонок вспомнил о том, как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои ощущения от купания в кем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка — свой первый поход за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все
ученики уже заканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка.
— Я тоже хочу получить хорошую оценку за рас
сказ, но сегодня совсем не думается. Можно, Медве
жонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы вместе за
медом ходили, — обратился Зайчонок к своему со
седу.
— Ладно, списывай, — разрешил Медвежонок. —
А на другом уроке я у тебя списывать буду.
— Договорились! — обрадовался Зайчонок и бы
стро переписал всю историю медвежонка в свою тет
радочку.
— Прошу всех сдать тетради, — попросил Учи
тель.
Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.
— Отдохните на перемене, а я проверю ваши со
чинения, — предложил Еж.
Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу свои истории.
Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.
— Ваши сочинения показали мне, что вы многому
научились. Каждый из вас понятно и грамотно выра
жал свои мысли, ошибок почти нет. Поэтому оценки
у всех хорошие — четверки и пятерки. Молодцы,
ребята! — с гордостью произнес Учитель.
Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.
— А у нас с Медвежонком странная какая-то от
метка поставлена, и что она означает, мы не зна
ем, — обратился Зайчонок к Ежу.
— Да какая-то дробь получается: четыре вторых
или четыре разделить на два. Что это? По двойке
нам с Зайцем? Да? —удивлялся Медвежонок.
— Не совсем, — ответил Учитель. — Вам за одну
работу поставлена одна отметка, а так как она в двух
тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.
— Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! —
•огмутился Зайчонок.
— Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже
«ели бы вы вместе ходили за медом, то одно бы со
бытие описывали no-разному, мысли и чувства отли
чались бы в ваших историях, — объяснял Еж.
— А что же нам теперь делать? — спрашивали
расстроенные Зайчонок и Медвежонок.
— Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался
трудом друга. Поэтому я предлагаю лодырю потру
диться по-настоящему, чтобы получить заслуженную
схдоку, — спокойно предложил Учитель.
— Я не лодырь, — обиделся Зайчонок. — Просто
мне сегодня трудно думается, вот я и попросил Мед
вежонка помочь.
— Разве это помощь? — возмутились ученики.
— Это медвежья услуга! — воскликнула Белоч-
«д. — Тебе, Заяц, от такой услуги будет вред один,
•сдь ты так и не научишься сочинения писать.
— А мне Медвежонка жалко, — тихо произнес
Лисенок. — Он старался, сочинял, а ему попало.
— Не надо было Зайчонку такую услугу оказы-
ыть! — крикнул Волчонок.
— Давайте сейчас перестанем спорить и дадим воз
можность виновникам самим исправить положение
кмцей, — предложил Учитель. — Если Зайчонок при
несет завтра новое сочинение, то Медвежонок полу
чит свою законную четверку.
— Я все понял, — согласился Зайчонок.
— И я понял... — произнес Медвежонок.
— Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что
списывание приносит больше вреда, чем пользы! —
подвел итог Учитель.
— Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья
услуга... — прошептал Волчонок.
— Ну что же теперь, так и будете меня ругать? —
спросил обиженный Медвежонок. — Я ведь как луч-
it>e хотел!
— Медвежонок, мы очень любим тебя1 Ты дей
ствительно умеешь помогать! — успокоила Белочка. —
Но неудачную помощь мы будем называть «медве
жьей услугой», ладно, без обид?
— Ладно... — проворчал Медвежонок, почесывая
лапой свой затылок.
Шестнадцатая сказка. Подсказка
Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также ошибки в поведении.
За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия. Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством, и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо делать.
— Мы сейчас познакомились с новым видом кус
тарника, который не встретишь в нашем лесу, но его
часто сажают в парках как «живую изгородь», —
обратился к Волчонку Учитель. — Мне бы хотелось,
чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название.
Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные ему названия кустарников, однако «живую изгородь» он еще не встречал.
В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шепотом произнесла: «Барбарис».
— Борис! — громко и уверенно ответил Волчонок.
все ученики громко засмеялись.
— Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! — успо-
их Еж,
Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название, и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила: «Барбарис».
— Барбара, — уже менее уверенно сказал Волчо-
мс*.
Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Не-ноюрые ученики даже утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились слезы, но не от радости.
— Борис и Барбара — это имена. А название ку
старника «Барбарис», — серьезно начал свою речь
Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном
положении и успокоить класс. — На этом кустарнике
рлстут плоды, из которых можно варить варенье.
Кдкое ты любишь варенье, Волчонок?
— Земляничное... — с трудом произнес Волчонок.
— А я люблю вишневое варенье! — воскликнула
Белочка.
— Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил под-
c*jjkh у Белочки? — улыбаясь, спросил Еж.
— Любимое варенье я и сам знаю, — грустно от-
•етмл Волчонок.
— Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть
он прямо об этом говорит. С подсказкой бывают са-
маие смешные и неприятные для учеников истории, —
обратился Учитель ко всему классу. — Расскажи,
Волчонок, как ты себя чувствовал в этой ситуации?
— Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне
казалось, что я проваливаюсь сквозь пол или раска
ливаюсь, как чайник от перегрева, — поделился сво
ими переживаниями Волчонок.
— О чем же ты думал, что не слышал объяснения
и названия? — поинтересовался Еж.
— Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял
про нее сказку. Как однажды путешествовала смелая
снежинка и заглядывала в окна. Ей было любопытно,
что происходит в домах. Когда она находила что-то
интересное, то созывала своих подруг.
Вместе с подружками они беседовали, делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.
Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.
— Вот об этом я и думал, — ответил Волчонок.
— А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство
было у тебя? — продолжал спрашивать Учитель.
— Мне было приятно, что я свободно рассказы
ваю о своих мыслях и что весь класс понимает и
внимательно слушает меня, — сказал повеселевший
Волчонок.
— Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и
без подсказки, — отметил Еж. — А сказка у тебя
получилась очень романтичная. И про отдых надо
подумать не только снежинкам, но и нам. Наступает
время каникул. Они не такие длинные, как летние, но
все же почти две недели.
— Конечно, летние каникулы целых три месяца, —
подтвердила Белочка.
— А есть еще зимние и весенние, но они тоже
короткие, — вспомнил слова папы Лисенок.
— Важна не длина каникул, а как мы их проведем,
чтобы как следует отдохнуть, — высказал свое мне
ние Медвежонок.
— На каникулах вы сможете играть, высыпаться,
встречаться с друзьями и многое другое. А потом —
вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.
Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.
Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной no школьной адаптации, поэтому их лучше исполь-• первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содер-поштмвные модели поведения для детей и взрослых Не-i идеализация образа учителя соответствует возрастным и особенностям личности старшего дошкольни-м * иладшего школьника. После прослушивания этих сказок •«.««шлется учебная мотивация, понижается уровеньтревож-««к-т, дети хотят учиться в школе, справляться со своими