Психологические основы социальных конфликтов

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют [95]. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать против­нику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчине­ния, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе — это всего лишь некоторые про­явления социальных конфликтов.

Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их резуль­татом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее на­сильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстране­нии противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресур­сов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Конфликты меж­ду индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т. е. каждое агрессивное дей­ствие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильно­му, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше лю­дей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестоко­сти в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, од­нако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в кото­рых они должны быть жестокими.

Этапы протекания конфликта. Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с на­рушения равновесия в связи с появлением потребности [108] и значимой для


Глава 4

индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели (консуммацией). Однако в ходе такого процесса может возникнуть поме­ха и действие прервется. Любое вмешательство (или обстоятельство), создаю­щее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады от индивида или социаль­ной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях не­определенности (наличия нескольких альтернатив действий), постановка но­вых целей и принятие нового плана действий.

Ситуация блокирования — это всегда некоторое первоначальное замешате­льство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные дейст­вия, а также причины блокады. Если блокада, стоящая на пути удовлетворе­ния потребности, слишком велика или если вследствие ряда внешних причин индивид или группа просто не в силах преодолеть затруднение, вторичное приспособление может не привести к успеху. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фруст­рации. Она обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям — это может быть или отступление, или агрессия. Отступление — это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлет­ворения определенной потребности. Отступление в ситуации фрустрации мо­жет быть двух видов:

1) сдерживание — состояние, при котором индивид отказывается от удов­летворения какой-либо потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время бо­лее легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полно­стью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правиль­ности отказа от удовлетворения потребности;

2) подавление — уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии при определенных благоприятных для этого условиях.

Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной развития фрустрации или представляются таковыми. Агрессия при этом носит социаль­ный характер и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враж­дебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы и с этого момента начи­нается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, чтобы:

1) причиной фрустрации было поведение других людей,

2) на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимо­действие.


Опасности территорий и видов деятельности

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоцио­нальное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное на­пряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в фор­ме направленного социального действия. Эта граница определяется состояни­ем общественного страха, культурными нормами и действием социальных ин­ститутов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эф­фективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногла­сий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты мо­гут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напря­женностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться ка­тализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих
группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординиро­
ванные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в
себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конф­
ликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно ста­
раются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую
действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Такой конфликт происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы, или когда индивид входит одновременно в две кон­курентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испыты­вают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административ­ных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Стадии конфликта. Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (рис. 4.11).

Основными стадиями конфликта являются предконфликтная стадия, непо­средственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накап­ливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым


Глава 4






Опасности территорий и видов деятельности

в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конф­ликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их аг­рессия направляется друг на друга. Этот неделимый объект называют причиной конфликта.

Предконфликтная стадия — это период, в процессе которого конфликтую­щие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил про­тивоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвую­щих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все по­пытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликт-ной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрес­сивные социальные действия.

Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифи­цировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет ни­какого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация созда­ется искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избе­жать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на нацио­нальные группы или отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугуб­ляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуа­ции. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участника­ми конфликта (или, как еще говорят, «плацдарм»), формирование цели по от­ношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздей­ствия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пы­таются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.

2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким об­разом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирую­щейся на предконфликтной стадии, и инцидента.


Глава 4

Действия, составляющие инцидент, по степени открытости делят на две группы:

1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это мо­гут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздейст­вие, политическая борьба, спортивное состязание и т. п. Такого рода дейст­вия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку открытый «обмен ударами» хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблю­датели. Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно видеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким обра­зом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта;

2) скрытые действия. В ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одно­временно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Рефлексивное управление — это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию. Таким образом, любые «обманные движения», провокации, интриги, маскировки, создание ложных объектов и вообще любая ложь представляют собой рефлексивное управление. Причем ложь может иметь сложное строение, например, передача правдивой инфор­мации, чтобы ее приняли за ложную.

По применяемым средствам действия в непосредственном конфликте мо­гут быть физическими, психологическими и идеологическими.

Социальные конфликты по своему внутреннему содержанию делятся на:

—рациональные, к которым относятся такие конфликты, которые охватыва­ют сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и со­вершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободить­ся от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвую­щие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не фор­мируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины — это характерные черты рациональных конф­ликтов. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели — улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается;

—эмоциональные, возникающие тогда, когда в ходе конфликтных взаимодей­ствий, столкновений агрессия его участников переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, и участники действуют на основе личной неприязни. С момента появления эмо-


Опасности территорий и видов деятельности

ционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются не­гативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ «чужой» национа­льности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется обычно на всех без исключения представи­телей другой национальности.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекра­щается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут пе­редавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда конфликт продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни и ненависти.

Характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является на­личие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодей­ствия между противоборствующими сторонами достигают максимальной ост­роты и силы. Одним из критериев подхода к критической точке можно считать интеграцию, однонаправленность усилий каждой из конфликтующих сторон, сплоченность групп, участвующих в конфликте. После прохождения критиче­ской точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко сни­жаются, и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины, вызывающие фрустрирующее состояние, к новому всплеску противостояния, к новой критической точке.

Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмеша­тельство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю, общественному деятелю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него. Дости­жение критической точки и ее прохождение во многом зависят от внешних по отношению к участникам конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и ценностей, вносимых в конфликт извне.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение (не временное прекращение) инцидента. Это озна­чает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но не­достаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конф­ликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее со­стояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конф­ликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наи­более эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим пога­сить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приво­дит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженно-


Глава 4

сти устранение причины конфликта слабо влияет на действия его участников. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом измене­ния конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели свое­го поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Соци­альный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресур­сов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий пере­вес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.

Характеристики конфликта. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта.

Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеют важное значение в изучении конфликтных взаимо­действий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачи­вается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую оче­редь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осущест­влять социальный контроль за поведением социальных групп на предконф-ликтной стадии.

Можно выделить следующие типы причин социального конфликта:

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социаль­
ной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относите­
льно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются
и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потреб­
ностей при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколь­
ко индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят
в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. При
наличии определенных условий сторонники разных форм собственности мо­
гут вступить в конфликт между собой.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к любви, се­мье и браку, манере поведения, искусству, спорту, а также из-за противопо­ложных ориентаций по отношению к любым социальным институтам. Наибо­лее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономиче­ских, политических, социально-психологических и других ценностных ориен-таций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеоло­
гических разногласий, являются частным случаем конфликта противополож­
ности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая
причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, кото­
рые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования
и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном


Опасности территорий и видов деятельности

случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономиче­ского и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, эле­ментов культуры и т. п.) между индивидами или группами. Неравенство в рас­пределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает толь­ко при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социаль­ных групп как весьма значительная, и только если такое значительное нера­венство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из со­циальных групп. Возникающая в этом случае социальная напряженность мо­жет послужить причиной социального конфликта. Она обусловлена появле­нием дополнительных потребностей у людей, например, потребности обла­дать одинаковым количеством ценностей.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социа­льной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-пер­вых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Напри­мер, одна административно-территориальная единица государства стремится к самостоятельности, а административный центр, наоборот, пытается не до­пустить самостоятельности. На этой основе может развиться конфликт между центром и периферией. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. Например, подразделение организации стремится стать влиятельнее и занять более высокое место в структуре организации с це­лью получения большей доли ресурсов. Конфликт происходит, когда другие подразделения стремятся к той же цели при ограниченных ресурсах. С этой причиной связана внутри- и внешнеполитическая борьба.

Любая из причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта, но только при наличии определенных внешних условий, служащих питатель­ной средой для конфликта.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью со­циальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток време­ни расходуется большое количество психологических и материальных ресур­сов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психоло­гических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Другими словами, острота конфликта обу­словлена главным образом внутренними психологическими причинами (на­пример, нетерпение, ярость, ненависть) и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне. Например, в трамвае два эмоциона­льно настроенных пассажира вступают в острый конфликт. Если посторонние поддерживают одного из них, то конфликт может приобрести еще более острый характер.


Глава 4

Таким образом, впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставля­ет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию. В результате острота конфликта возрастает. Очевидно, что острый конфликт бывает гораздо короче, чем конфликт с менее сильными столкнове­ниями и с большими перерывами между ними. Однако острый конфликт бо­лее разрушителен, наносит значительный урон ресурсам противников, их пре­стижу, статусу и психологическому равновесию. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями. Это понятно: ведь в таком слу­чае противники постоянно видят друг друга. Острыми являются также конф­ликты, которые подогреваются прежними непримиримыми противоречиями, серьезными обидами или основаны на мести, кровавых инцидентах.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни сталкивается с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся не­сколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений (например, Ольстер, Страна басков, арабо-из­раильский и индо-пакистанский конфликты). Длительность конфликта влия­ет на величину и стойкость изменений в противоборствующих группах и соци­альных системах, являющихся результатом расходования ресурсов в конф­ликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникно­вения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий.

Вопрос о затягивании конфликта становится нередко жизненно важным для существования социальной группы или организации.

Последствия социального конфликта противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным затра­там ресурсов, а с другой — являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит од­ним из способов достижения социальной справедливости.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части разви­ваются в результате эволюционных изменений, т. е. в ходе непрерывного со­вершенствования и возникновения более жизнеспособных социальных струк­тур на базе накопления опыта, знаний, культурных образцов и развития про­изводства и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный и деструктивный характер.

Сторонники диалектического метода признают конструктивное содержа­ние всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности (развитие через кризисы). По мнению сторон­ников этой точки зрения, любой конечный объект социального мира с момен­та своего зарождения несет в себе собственное отрицание или собственную гибель. По достижении определенной меры в результате количественного рос­та противоречие, несущее отрицание, вступает в конфликт с существенными характеристиками данного объекта, в связи с чем образуется новая качествен­ная определенность.

Так как истина обычно лежит посередине, то можно сделать вывод, что по­следствиями каждого конфликта являются как дезинтегративные, разрушите­льные, так и интегративные, созидательные моменты. Прежде всего следует


Опасности территорий и видов деятельности

отметить, что конфликт способен разрушать социальные общности. Многие социальные конфликты являются высокодестабилизирующими событиями в социальных системах.

Интегративным, позитивным последствием конфликта может явиться уси­ление группового взаимодействия. Поскольку интересы и точки зрения внутри группы время от времени изменяются, необходимы новые лидеры, новая поли­тика, новые внутригрупповые нормы, что может появиться в результате конф­ликта. Если в группе проявляется несправедливость, ущемляются права лично­сти, нарушаются общепринятые нормы, то часто только конфликт приводит к достижению равновесия и снятию напряженности в группе. Так, общество вступает в конфликтные ситуации с преступными группами или индивидами с отклоняющимся поведением — и это всеми признается справедливым.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

—дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущ­ных проблем;

—интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуа­ций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ве­дут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: