Решения по управлению рисками на уровне всего банка | Системы управления рисками на уровне «рабочих мест» |
Взгляд на управление рисками на уровне всего банка | Взгляд на отдельное бизнес-направление |
Управленческая информация, в некоторых случаях информация для поддержки принятия решений | Информация для поддержки принятия решений |
Анализ по требованию или близкий к реальному времени | Анализ в режиме реального времени |
Глобальная агрегация информации | Локальное объединение на уровне позиций |
Полное покрытие всех финансовых инструментов | Модели только для отдельных финансовых инструментов |
Общая подверженность риску с выделением отдельных позиций | Детализированная отчетность подверженности риску |
Акцент на полноту | Акцент на точность |
Проблемы с данными | Проблемы с аналитикой |
Основные пользователи — риск-менеджеры, руководство | Основные пользователи — лица, берущие на себя риск |
Для уверенности в том, что принимаемые риски вписываются в бизнес-направления банка и интересы акционеров, лица, берущие на себя риск, и отдел управления рисками должны работать вместе. Это невозможно без общего понимания существующих рисков, методов управления ими и технологии их адекватной реализации. Отдел управления рисками получает информацию об операциях и другой деятельности банка, которая позволяет понять профиль риска банка и оценить операции и деятельность банка с учетом риска. Обратная связь с бизнес-единицами банка позволяет увидеть, как те или иные операции влияют на совокупный риск банка.
|
|
Интегрированное решение на уровне всего банка и система управления рисками на уровне «рабочего места» являются неотъемлемыми частями деятельности любого банка, активно работающего на финансовых рынках. Львиная доля в процессе организации комплексного управления рисками в банках — это технологии (программное обеспечение). Рынок интегрированных решений по управлению рисками находится в стадии бурного развития. Основные тенденции развития включают в себя разработку комплексных решений для управления всеми видами финансовых рисков: рыночных, кредитных, операционных, ликвидности, события и т.д. Одним из требований к системам управления рисками является не только представление управленческой информации для стратегического планирования, но и возможность поддержки принятия решений. Для этого необходима эффективная связь между отделом управления рисками и лицами, берущими на себя риск.
Системы управления рисками в различных сферах
Крупные финансовые учреждения генерируют огромные объемы информации, которые рассредоточены среди множества внутренних и внешних систем. Рациональное использование и управление данными является основой эффективного управления рисками. Системы управления рисками должны отслеживать все подверженные риску операции, хранить эту информацию в единой глобальной базе данных. База данных должна консолидировать и упорядочивать все данные, независимо от их места нахождения, базовых аппаратных средств или источников. Особое внимание уделяется интегрированию системы управления рисками и информационной базы данных с уже существующими банковскими системами.
|
|
Эффективность процесса принятия своевременных и обоснованных решений по управлению рисками зависит не только от полноты и качества данных, но и от возможностей системы по созданию отчетов и приложений различных типов для своевременного представления информации конечным пользователям в удобной форме. Своевременность получения аналитической информации может быть достигнута за счет оптимизации всех процессов и расчетов в системе управления рисками и использования современных средств представления информации (интернет, электронная почта, клиентские приложения и т. д.). Публикация отчетов и доступ к данным о результатах анализа рисков как внутри (intranet), так и вне организации (internet) с использованием web -технологий являются одним из самых удобных способов представления информации. Оптимизация процессов и расчетов в системе управления рисками возможна только в случае, если используемое программное решение не является «черным ящиком». Наладить и оптимизировать все процессы и достичь максимальной эффективности от использования приобретенного программного и технологического решения позволяет только открытое и гибкое решение.
Важным фактором является наличие в системе возможности перекрестной классификации: разложения и агрегирования полученных результатов по заданным аналитическим разрезам. Такая возможность позволяет риск-менеджеру формировать отчеты на любом уровне агрегирования: в целом по компании, подразделениям, инструментам и т. д. Использование перекрестной классификации дает возможность увидеть полную картину риска и позиций финансового учреждения.
Немаловажна уверенность в точности получаемых аналитических результатов. Как известно, точность любого расчета риска зависит от принятых в методике предположений и допущений. Возможность системы подгонять модели поведения факторов риска в соответствии с имеющимися историческими данными позволяет повысить точность аналитических результатов и прогнозов изменения факторов риска. Лучшим вариантом будет система, которая может сама подобрать и оптимизировать адекватную модель для конкретного фактора риска.
Обзор комплексных решений по управлению рисками для банков. По мнению всемирно известной исследовательской компании в области аналитических систем Meridien Research, производители программного обеспечения, осваивающие данный сегмент рынка, могут быть разделены на две категории:
Глава 7
—«лидеры» — производители систем управления рисками, предлагающие полностью интегрированные комплексные средства стратегического планирования и анализа рыночных, кредитных и других типов рисков;
—«последователи», предлагающие системы выявления рисков (преимущественно рыночных), адаптируемые под одну конкретную бизнес-задачу (например, управление активами и пассивами).
Крупнейшими представителями первой категории считаются компании Algorithmics, SunGard Trading and Risk и SAS Risk Management. Решения этих компаний были определены как комплексные решения по управлению рисками на уровне всего банка, так как их основная задача — риск-менеджмент и основными пользователями таких систем являются риск-менеджеры. Они могут также использоваться как система поддержки принятия решений для трейдеров и управляющих портфелями, но, как правило, эти решения используются независимым отделом по управлению рисками в качестве единой централизованной системы.
|
|
Системы управления рисками на уровне всего банка стали неотъемлемыми компонентами современного бизнеса: они позволяют функции управления рисками развиться от простого контроля отдельных позиций до фундаментального фактора повышения стоимости финансового учреждения.
Планирование, проектирование и внедрение таких систем является сложной задачей и требует учета в этом процессе практически всех подразделений банка.
Проблемы при внедрении таких систем:
—широкий круг финансовых инструментов, которые необходимо включить в систему, и его дальнейшее расширение. Поэтому используемые технологии должны легко включать новые финансовые инструменты;
—различия в технологиях, используемых для хранения данных, бухгалтерского учета, фронт-офиса, отчетности и т. д.; все системы внедрены в разное время, работают на разных операционных системах, СУБД и платформах. Технология, используемая для построения системы управления рисками, должна справляться с такими различиями в технологиях и объединять все существующие источники данных в единый согласованный набор данных, который будет использоваться в процессе анализа рисков;
—необходимость консолидации информации на одном уровне предполагает, что все подразделения, участвующие в процессе, должны управляться в интегрированном и согласованном виде. Необходимо достичь рационального сочетания между централизацией и децентрализацией. Технологии, используемые при построении системы управления рисками, должны поддерживать требуемую консолидацию;
—не существует отраслевых стандартов в области управления рисками. Каждое финансовое учреждение утверждает собственные стандарты оценки рисков и контроля. Всегда должна существовать возможность модернизации или изменения существующей системы в разрезе технологий, методологий, финансовых инструментов, параметров и организационной структуры;
|
|
—для достижения достаточной гибкости важно, чтобы ERM система была организационно обособлена и не совмещала в себе другие функции.
Системы управления рисками в различных сферах
Система управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.
Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение уровня риска возлагаются на специальное структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить нахождение этих рисков в рамках приемлемых уровней. Необходимо, чтобы эти риски отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась отчетность руководству.
Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности поступает в аналитический отдел из каждой организационной единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.
Организация управления рисками. Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. Важнейшими элементами систем управления рисками являются:
—четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам политики банка, управления рисками и организации трудового процесса;
—создание специальных немногочисленных групп управления рисками (для всех типов рисков), не зависимых от коммерческих подразделений банка;
—определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам. Руководители подразделений, ведающих рыночными и кредитными рисками, отчитываются перед членами высшего руководства банка;
—установление граничных значений рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
—все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка. Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное, управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь.
Органы управления рисками. Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению активами и пассивами банка. Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию
Глава 7
политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.
Функциями первого комитета являются: разработка и мониторинг состояния кредитной политики; разработка политики рейтинга кредитов; разработка критериев для получения новых кредитов; делегирование полномочий по выдаче кредитов; установление ограничений на ссуды; регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в том числе риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля; разработка политики списания невозвращенных ссуд; разработка политики отслеживания всех ссуд; разработка политики возврата ненадежных ссуд; разработка политики замораживания кредитов; разработка стандартов кредитной документации; пересмотр согласия на выдачу кредита; пересмотр политики определения стоимости кредитов; пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами; разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи; разработка критериев оценки работы ссудной администрации.
Функциями второго комитета могут быть: разработка ограничений по финансовым рискам; разработка процентной политики; разработка ограничений по валютным рискам; разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций; разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами; определение основных источников финансирования банка; управление рисками структуры капитала банка; контроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков; разработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др.