Товары производственного назначения, проходящие через базы и склады, отличаются большим разнообразием габаритных и весовых характеристик и способов складской грузопереработки. Поэтому, с целью упрощения расчетов при проектировании баз, а также оценки возможности совместного хранения в одном складе различных грузов, последние подразделяются на семь технологических групп (категорий).
В основу деления грузов на категории положен следующий принцип: масса изделий и их габариты, существующие типоразмеры складской тары, правила техники безопасности и пожарной безопасности при складировании и хранении, а также средние величины приема и отпуска груза, специфические правила и условия хранения.
В соответствии с установленными категориями грузы имеют следующую характеристику*.
Грузы I категории — мелкие и средние изделия с габаритными размерами до 600x400x350 мм и массой не более 20 кг, хранящиеся распакованными в специальной складской таре или в ячейках мелкоячеистого стеллажа; отпуск их осуществляется поштучно или мелкими партиями.
Максимальная масса складского места: при использовании тары с габаритными размерами 600x400x500 мм - 250 кг; при использовании тары с габаритными размерами 800x600x500 мм — 500 кг.
Грузы II категории — мелкие и средние изделия в заводской упаковке или без нее, хранящиеся на плоских поддонах с размерами в плане 1200x800 мм; отпуск их производится целыми пакетами или отдельными упаковками.
* За исключением грузов, имеющих специфические свойства и требующих особых условий хранения (газы, лакокрасочная продукция, карбид кальция, пылящие и сыпучие материалы).
Грузы III категории — мелкие и средние изделия в заводской упаковке или без нее, длиной менее 1200 мм, хранение которых невозможно на плоских поддонах из-за недостаточной прочности упаковки (при штабельном хранении) или неустойчивости на плоских поверхностях.
Хранение таких грузов рекомендовано в стандартных (с размерами в плане 1240x835 мм), ящичных или сетчатых поддонах.
Грузы IV категории — средние и крупные изделия в различной упаковке (рулоны, бухты, катушки, нестандартные ящики и др.), сложность конфигурации которых, а также особые условия их хранения требуют специальной складской тары. Грузы этой категории, как правило, хранятся в следующих поддонах:
а) стандартных стоечных (проволока в бухтах, трубы ребристые, шнеки сельскохозяйственных машин, различные трубы и валы длиной до 2 м и другие запчасти и изделия) с размерами в плане 1240x835 мм (при штабельном хранении грузы допускается укладывать со свисанием с поддона);
б) специальных стоечных (аккумуляторы, стекло оконное, мягкая кровля, ветровые стекла кабин автомобилей и тракторов и др.);
в) на стандартных плоских или стоечных поддонах с размерами в плане 1600x1200 мм (крупные партии грузов с размерами в плане менее 1200x800 мм, изделия в упаковке и без нее длиной 1200 мм и др.).
Грузы V категории — длинномерные и крупногабаритные изделия, хранение которых осуществляется в специальных стеллажах (с использованием специальных поддонов и без них):
а) консольных (металлические трубки, прутки, резиновые рукава, трубопроводы гидросистем тракторов, комбайнов и других машин, клиновые ремни и т. п.);
б) на прочих спецстеллажах (барабаны с кабелем, проводом или тросом, кабины автомобилей, тракторов, шины диаметром более 1025 мм и др.).
Грузы VI категории — машины и тяжеловесное оборудование (автомобили, тракторы, землеройные и строительно-дорожные машины, сельскохозяйственные машины, станки и другое оборудование), поступающие как в собранном, так и в разобранном виде.
Грузы VII категории — длинномерные грузы, хранящиеся на открытой площадке (прокат черных металлов, трубы, лесоматериалы и другие грузы). Общая схема классификации (рис. 11.1), помимо технологических признаков, учитывает способы доставки (отправки) и условия хранения грузов. На основе общей схемы классификации строятся укрупненные схемы грузопотоков в целом по базе или отдельным складам.
Рис. 11.1. Общая классификация грузов