Пожалуй, как к снегу или дождю. Не считать мелкие вредности за большую проблему, если они никому (ничему) не вредят. Хорошее одобрять, не очень хорошее – сдерживать. И, главное, помнить: кризисные неурядицы, по сути, проверка прочности вашей безусловной любви.
Есть такое хорошее слово, ныне почти забытое: чаять. Это значит: «надеяться», «уповать», «ожидать», «мечтать»…
Если мы ожидаем от ребёнка плохого – это самое «чаяние» - надежду и веру в себя – он потеряет, т.е. отчается, перестанет хорошего ждать; и это ухудшит его поведение, мнение о себе.
Мы ожидаем и верим в ребёнка хорошего – и он поверит в себя, и ему будет проще и легче влиться в школьную жизнь.
Порою родители путают кризисное поведение и избалованность. И терпят, надеясь: авось ребёнок перерастёт.
Как не спутать кризисное поведение с обыкновенной избалованностью?
Изменения в поведении связаны с кризисом, если
а) подобного не было ранее, и вдруг – появилось;
б) вы заметили, что ребёнок:
- стал рассуждать охотно на «взрослые» темы (об экологии, например, о политике и т.п.);
|
|
- часто интересуется прошлым семьи (например, кем была прабабушка, как наследуются таланты, какой талант он от предков мог унаследовать);
- предпочитает играть с детьми своего пола (у девочек свои подружки, у мальчиков свои друзья); пол противоположный вовсю критикует (больше грешат этим девочки);
- ищет свой собственный способ выполнения ваших заданий (и часто находит его);
- интересуется школой (но как-то с опаской: а вдруг не получится? вдруг «не потяну»?)
Если на подавляющее большинство перечисленных выше пунктов вы ответили да – не сомневайтесь: кризис пришёл.
Раньше ребёнок был, как открытая книга, её было просто читать. Теперь под «обложкою» появляются записи на тайном для нас языке.
Что в ребёнке меняется?
· Рождается социальное «Я»
· Появляется свой внутренний мир
· Изменяются возрастные задачи