Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы

Ниже дано схематическое представление особенностей самостоятельной работы школьника в сопоставлении с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т. е. со всеми видами его внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой — собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности.

Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы школьника пока еще не разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу разработки самого подхода. При этом существенно, что предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что

Основные характеристики Виды учебной работы
классная (аудиторная) работа домашняя работа как подготовка к уроку внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно сошкольной
По источнику управления (контроля): контроль учителя самоконтроль ученика + + + + +
По характеру осуществления деятельности: заданный извне режим собственный режим работы + + + + +
По характеру побудителя: от учителя, школы собственная познавательная потребность или потребность достижения + + + + +
По присутствию источника управления — учителя: в его присутствии без него + + + + +
По фиксированию места учебной деятельности: фиксированное место (например, класс) место работы не фиксируется + + + +

самостоятельная работа школьников, наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: