Программа обучения самостоятельной работе

Специальная программа обучения, прежде всего старших школьников, самостоятельной работе должна включать:

— диагностирование школьником собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе;

— определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения школы времени;

— определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной. Например, необходимо дать себе ответ, нужно ли это для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения в институте;

— самостоятельный выбор школьником объекта изучения и его обоснование для себя (в качестве такого объекта может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т. д.) при изучении иностранного языка;

— разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с учителем в классе может служить образцом составления такой программы;

— определение форм и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретных видов работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.)> которые кому-то нужны, необходимы, т. е. чтобы результаты работы были личностно значимы для него.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа школьника как специфическая форма учебной деятельности требует предварительного его обучения приемам, формам и содержанию этой работы учителем. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (в разной степени гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания школьником себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, по характеру побуждения и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что определяет самостоятельность учебной деятельности (критерии)?

2. Какие требования предъявляются к самостоятельной работе?

3. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант самостоятельной работы?

Обязательная литература

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студента. М., 1994.

Казаков М. И. Самостоятельная работа студентов. Киев, 1990.

Дополнительная литература

Вербицкий А. А. Самостоятельная работа студентов младших курсов // Высш. шк. России. 1995. № 3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: