13 июля 1916 г.
Дорогой друг, отвечаю Вам обратной почтой: Гровле присутствовал при этой трагической сцене... спорщики перешли всякие границы. Я думаю, что противником был человек нам неизвестный. Это, действительно, была сцена, достойная Ризлера. Гровле, кажется, сейчас в Париже, он сможет дать Вам дополнительные разъяснения.
Эта полемика подкрепляет мое убеждение: не стоит обращать внимание на околесицу (я должен научиться следить за своими выражениями), которую плетут Вагнер, Сен-Сане и Пуэйг 1: только их музыка имеет значение. А лучшее, что можно сделать в защиту французской музыки,— это стараться сочинять хорошую. Я не совсем понял то, что Вы говорите о Национальном обществе, разве что мои планы немного отличаются от Ваших. Я, как и Вы, думаю, что героям тыла придется придержать язык, когда вернутся фронтовики.
Сердечный привет Вашим.
Искренне Ваш Морис Равель
Нам ничего не известно об этой «трагической сцене», при которой присутствовал Гровле; он не может нам о ней рассказать, потому что его уже нет. Композитор и выдающийся дирижер Гровле2 управлял оркестром в Театре искусств при постановке балета, переделанного из «Матушки-Гусыни» Он часто появлялся также и за дирижерским пультом в Опере во время директорства г-на Руше.