III. Познавательное развитие

Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, развития наглядно-действенного

мышления; представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный признак и развитие речи.

Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также уме­ние называть основные качества и свойства предметов.

Задание I —«Найди свои домики для фигурок»- направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориен­тировки на форму.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя про­резями — круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезя­ми — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из про­резей.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, об­ращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».

Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигур­ка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подхо­дит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ре­бенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет зада­ние самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

Задание 2 —«Спрячь матрешек» —направлено на выяв­ление уровня развития у ребенка практической ориентировки на ве­личину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в дейст­виях.

Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой

и маленький).

Проведение обследования: педагог показывает матрешку и пред­лагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой мат­решки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик». Обучение; при затруднениях педагог показывает, как надо пря­тать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую — в ма­ленький; затем достает матрешек, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку их спрятать в «домики».

Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет зада­ние самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время

обследования; результат.

Задание 3 — «Цветные бабочки» — направлено на выделе­ние цвета как ведущего признака, на различение и называние основ­ных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).

Оборудование: цветные карточки — красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов.

Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. За­тем просят ребенка показать по очереди желтый, красный, синий и зеленый домик. Если ребенок правильно показал, то можно предло­жить назвать домики по цвету.

Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполне­ния: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли на­звания цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение дейст­вий; отношение ребенка к своим действиям; результат.

Задание 4 — «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик) — направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: предметные картинки (2 одинаковые), одна из ко­торых разрезана на две (три) части.

Проведение обследования: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно со­единить части картинки, взрослый показывает целую картинку и про­сит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справ­ляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполне­ния — самостоятельно, после обучения; отношение к результату, ре­зультат.

Задание 5 —«Покатай матрешку» (скользящая тесемка) -направлено на выявление уровня развития наглядно-действенною мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой —ложная.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребе­нок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок дога дался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба копил либо тянул за оба конца тесемки обеими руками), и машинка поехала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: