Глоссарий курса

Концепция - общее видение, общая направленность решения проблемы, исходная система взглядов
Менеджмент - умение достигать поставленные цели, используя мотивацию, цели и поведение людей; система методов управления организацией; область знаний для практического управления
Структура менеджмента - набор взаимосвязанных частных областей управления; общее управление, финансовое, маркетинг, персонал, производство, нововведения, информация
Функции менеджмента - планирование, организация, руководство и контроль в организации
Стратегия - совокупность методов, средств, действий, направленных на достижение поставленной цели
Политика - совокупность положений, определяющих общие цели и направления деятельности организации
Цель - значения, соотношения значений или изменения значений выходных переменных, характеризующее желаемое состояние системы
Система - множество взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и выполняющих определенные функции
Процедура - упорядоченная последовательность действий, позволяющая достичь определённые частные цели организации
Структура - множество элементов и их отношений, определённых на декартовом произведении и характеризующих установившиеся связи в системе
Организационная структура - структура организации, определённая целями и процедурами управления
Лидерство - выделение субъектов, определяющих цели, направления деятельности организации
Супервайзер - «высший наблюдатель и организатор», элемент управляющей системы, осуществляющий наблюдение за процессом функционирования организации
Мотивация - побуждение самого себя и других для выполнения необходимых для функционирования организации задач
Руководство - взаимодействие высших уровней управления с низшими, обеспечивающее слаженную работу коллектива
Организация - множество людей (больше 2), взаимодействующих по определенным правилам R для достижения поставленной цели G,O = < L,G,R >
Делегирование полномочий - перераспределение функций принятия решений среди членов организации
Контроль - определение путём сравнения соответствия количества и качества результатов заданным и выявление отклонений
Стандарт контроля - уровень отклонения контролируемой величины, при котором вырабатываются управляющие воздействия
Идентификация - установление реальных взаимосвязей входных и выходных координат системы
Решение - выбранное из многих возможных конкретное управляющее воздействие, описываемое одним из мнений
Менеджер - специалист, выполняющий функции управления экономической системой на основе использования методов и технологий менеджмента
Самоменеджмент - область менеджмента, ориентированная на управление временем, здоровьем, стрессами, активностью и работоспособностью менеджера
Образование - процесс получения фундаментальных и профессиональных знаний в определённой предметной области
Эра товара - состояние экономики, при котором в основе её развития лежит рост объёмов производства, экстенсивные факторы
Эра рынка - состояние экономики, когда в основе развития лежит удовлетворение потребностей, интенсивные факторы
«Сервисная» экономики - состояние экономики, при котором в основе экономических процессов лежит выполнение индивидуализированных потребностей множества потребителей

1. Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определённых целей управления путём рационального использования экономических ресурсов.

2. Система управления (менеджмента) организацией представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей.

3. Концепция управления – научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией.

4. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.

5. Критерий – количественный показатель достижения цели

6. Миссия (от англ. mission – видение) – чётко выраженная глобальная цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке.

7. Философия организации – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации («моральный кодекс поведения»).

8. Принципы управления – основные исходящие положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

9. Закономерности управления – повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации.

10. Персонал управления – к персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны.

11. Информация управления – совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределённость знаний у получателей сообщений, передаваемых по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения.

12. Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств, предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством, с целью выработки рациональных решений.

13. Процесс (технология) управления имеет два самостоятельных значения: как наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; как технология, представляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение.

14. Функции управления – особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определённому признаку.

15. Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

16. Регламент управления – это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации.

17. Эффективность управления – один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение, и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношения в коллективе и др.)


[1] Задания разрабатываются по всем темам, на которые в соответствии с тематическим планом отведено время на самостоятельную работу. Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной формы обучения.

[2] Приводится переченьизданныхметодических рекомендаций (указаний) по написанию рефератов, курсовых и контрольных работ, подготовке к зачетам и экзаменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: