Тема № 3: Роль физической культуры в профилактике вредных привычек (2 часа)

Ключевые слова: динамический стереотип, привычки, алкоголь, наркотическая зависимость, никотиновая зависи­мость, эйфория, аддиктивное поведение, опиаты.

Физиологической основой формирования привычек и характера человека является динамический стереотип1, вырабатываемый при наличии внешнего стереотипа (по­вторяющихся в определенной последовательности раздра­жителей). В результате этого происходит формирование автоматизированной структуры ответных реакций. Раз­дражители сохраняют за собой в основном пусковое зна­чение. Это определяет в известной степени возникновение часто не подконтрольных нашему сознанию сформирован­ных умений, навыков, привычек и характера человека.

Привычка как важный элемент поведения может приоб­рести характер потребности. Психическая деятельность человека при этом совершается без специальных усилий. Ему не приходится заставлять себя сделать что-либо из привыч­ного, побуждение к этому возникает непроизвольно. У чело­века возникает устойчивая потребность в повседневном осу­ществлении привычного действия. Если это невозможно осу­ществить, то у него возникает физическое и психическое на­пряжение, неприятные переживания от незавершенности действия, нехватки чего-либо необходимого, привычного.

Привычки могут складываться стихийно и стать продук­том целенаправленного воспитания, перерасти в устойчивые черты характера.

Сформированные привычки могут быть полезными и вредными. К полезным привычкам следует отнести: вы­полнение гигиенических процедур, соблюдение режима дня, подготовку рабочего места к началу работы и приве­дение его в порядок после ее окончания. Эти привычки делают человека аккуратным, собранным, позволяют эко­номить время, содействуют укреплению здоровья и повы­шению работоспособности.

Вредные привычки наносят вред, как самому человеку, так и окружающим его людям. Например, привычка громко раз­говаривать, не обращая внимания на окружающих, привыч­ка перебивать говорящего, не дослушав его. Необходимо вы­делить особую группу вредных привычек: употребление ал­коголя и наркотических веществ, включая никотин, оказы­вающих отрицательное воздействие на психическое и физи­ческое здоровье человека.

Стадии формирования пагубной привычки можно привес­ти на примере приема алкоголя. Первоначально прием алко­голя оказывает на организм токсическое действие, поэтому вызывает защитную реакцию организма: возникает тошно­та, рвота, головокружение, головная боль и т.д. Никаких при­ятных ощущений при этом не возникает. При повторных при­емах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит состояние эйфории. Постепенно развивается навязчивое вле­чение человека к алкоголю, выражающее психическую зави­симость от него. Уже при мысли о предстоящем приеме алко­голя у него повышается настроение. Представление об алко­голе и его эффекте становится постоянным элементом созна­ния и содержанием мыслей. Постепенно зависимость челове­ка от алкоголя возрастает. В отсутствие его человек начинает испытывать болезненное и труднопереносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется в недомогании, сни­жении работоспособности, дрожании конечностей, болью в различных частях тела и т.д. В дальнейшем наступает ста­дия, когда человеку для достижения желательного эффекта требуются высокие дозы алкоголя (до 2 л водки, что являет­ся смертельной дозой для человека, его не употребляющего). Наконец, наступает этап, когда даже большие дозы алкоголя не вызывают ярко выраженной эйфории. Однако больной уже не в состоянии прекратить его употребление.

По аналогичным законам развивается наркотическая и никотиновая зависимость.

Раннее приобщение детей и подростков к вредным при­вычкам является одной из серьезных проблем современ­ного общества. Вредные привычки закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается по мере взросления. Вредные привычки сокращают про­должительность жизни человека, что делает их несовмес­тимыми со здоровым стилем жизни. Они часто провоци­руют детей и подростков на асоциальные формы поведе­ния. Злоупотребление различными веществами, изменя­ющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингаляторов, наркотиков), но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведени­ем. Это название произошло от английского слова "addicton", которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо. Для оп­ределенной группы детей и подростков такое поведение может реализоваться интересом ко всем видам токсичес­ких веществ от никотина до наркотиков. Именно пристра­стие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков школьного возраста.

Естественным сдерживателем интереса подростков к наркотическим веществам является их увлеченность ин­теллектуальным или физическим самосовершенствовани­ем. Занятия физическими упражнениями и спортом ока­зывают огромную помощь в ограждении молодежи от дур­ных привычек. Ученые установили, что человек прибега­ет к вредным привычкам в результате неправильной орга­низации собственного досуга, нестабильности эмоционально-волевой сферы личности. Занятия спортом, снимая проблему бесцельного времяпрепровождения, являются важным фактором вытеснения комплексов неполноценно­сти, придают молодому человеку уверенность в себе, по­вышают его способность активно противостоять влияни­ям "дурной" компании.

Ведущая роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой дока­зательное нейрофизиологическое обоснование. Учеными установлено, что в мозге человека постоянно синтези­руются естественные наркотические вещества (опиа­ты), которые модулируют его состояние и определяют протекание всех психических процессов. Использование алкоголя, никотина, искусственных наркотиков ограни­чивает, а при длительном приеме полностью подавляет - биосинтез опиатов, что и приводит к формированию пси­хической, а затем и физической зависимости. Система­тическая двигательная активность и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений стимулирует образование в мозге человека нейропептидов - так называемых гормонов "радости", эндорфинов и энкефаминов. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприят­ные ощущения, поднимают настроение и даже создают со­стояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бессмысленным, т.к. молодой человек может получить психическое наслаждение от естественной и без­вредной для него спортивной деятельности.

В связи с этим становится понятным, почему физиче­ские упражнения являются действенным фактором не только для предупреждения, но и снятия наркотической зависимости. Молодым людям, которые уже познакоми­лись с наркотиками или имеют другие вредные привыч­ки, можно посоветовать как можно быстрее прибегнуть к систематическим занятиям физическими упражнени­ями и спортом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: