Ключевые слова: динамический стереотип, привычки, алкоголь, наркотическая зависимость, никотиновая зависимость, эйфория, аддиктивное поведение, опиаты.
Физиологической основой формирования привычек и характера человека является динамический стереотип1, вырабатываемый при наличии внешнего стереотипа (повторяющихся в определенной последовательности раздражителей). В результате этого происходит формирование автоматизированной структуры ответных реакций. Раздражители сохраняют за собой в основном пусковое значение. Это определяет в известной степени возникновение часто не подконтрольных нашему сознанию сформированных умений, навыков, привычек и характера человека.
Привычка как важный элемент поведения может приобрести характер потребности. Психическая деятельность человека при этом совершается без специальных усилий. Ему не приходится заставлять себя сделать что-либо из привычного, побуждение к этому возникает непроизвольно. У человека возникает устойчивая потребность в повседневном осуществлении привычного действия. Если это невозможно осуществить, то у него возникает физическое и психическое напряжение, неприятные переживания от незавершенности действия, нехватки чего-либо необходимого, привычного.
|
|
Привычки могут складываться стихийно и стать продуктом целенаправленного воспитания, перерасти в устойчивые черты характера.
Сформированные привычки могут быть полезными и вредными. К полезным привычкам следует отнести: выполнение гигиенических процедур, соблюдение режима дня, подготовку рабочего места к началу работы и приведение его в порядок после ее окончания. Эти привычки делают человека аккуратным, собранным, позволяют экономить время, содействуют укреплению здоровья и повышению работоспособности.
Вредные привычки наносят вред, как самому человеку, так и окружающим его людям. Например, привычка громко разговаривать, не обращая внимания на окружающих, привычка перебивать говорящего, не дослушав его. Необходимо выделить особую группу вредных привычек: употребление алкоголя и наркотических веществ, включая никотин, оказывающих отрицательное воздействие на психическое и физическое здоровье человека.
Стадии формирования пагубной привычки можно привести на примере приема алкоголя. Первоначально прием алкоголя оказывает на организм токсическое действие, поэтому вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом не возникает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит состояние эйфории. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, выражающее психическую зависимость от него. Уже при мысли о предстоящем приеме алкоголя у него повышается настроение. Представление об алкоголе и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. Постепенно зависимость человека от алкоголя возрастает. В отсутствие его человек начинает испытывать болезненное и труднопереносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется в недомогании, снижении работоспособности, дрожании конечностей, болью в различных частях тела и т.д. В дальнейшем наступает стадия, когда человеку для достижения желательного эффекта требуются высокие дозы алкоголя (до 2 л водки, что является смертельной дозой для человека, его не употребляющего). Наконец, наступает этап, когда даже большие дозы алкоголя не вызывают ярко выраженной эйфории. Однако больной уже не в состоянии прекратить его употребление.
|
|
По аналогичным законам развивается наркотическая и никотиновая зависимость.
Раннее приобщение детей и подростков к вредным привычкам является одной из серьезных проблем современного общества. Вредные привычки закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается по мере взросления. Вредные привычки сокращают продолжительность жизни человека, что делает их несовместимыми со здоровым стилем жизни. Они часто провоцируют детей и подростков на асоциальные формы поведения. Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингаляторов, наркотиков), но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведением. Это название произошло от английского слова "addicton", которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо. Для определенной группы детей и подростков такое поведение может реализоваться интересом ко всем видам токсических веществ от никотина до наркотиков. Именно пристрастие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков школьного возраста.
Естественным сдерживателем интереса подростков к наркотическим веществам является их увлеченность интеллектуальным или физическим самосовершенствованием. Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают огромную помощь в ограждении молодежи от дурных привычек. Ученые установили, что человек прибегает к вредным привычкам в результате неправильной организации собственного досуга, нестабильности эмоционально-волевой сферы личности. Занятия спортом, снимая проблему бесцельного времяпрепровождения, являются важным фактором вытеснения комплексов неполноценности, придают молодому человеку уверенность в себе, повышают его способность активно противостоять влияниям "дурной" компании.
Ведущая роль физической культуры в предупреждении и компенсации вредных привычек имеет под собой доказательное нейрофизиологическое обоснование. Учеными установлено, что в мозге человека постоянно синтезируются естественные наркотические вещества (опиаты), которые модулируют его состояние и определяют протекание всех психических процессов. Использование алкоголя, никотина, искусственных наркотиков ограничивает, а при длительном приеме полностью подавляет - биосинтез опиатов, что и приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости. Систематическая двигательная активность и бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений стимулирует образование в мозге человека нейропептидов - так называемых гормонов "радости", эндорфинов и энкефаминов. Эти опиаты нормализуют, перестраивают деятельность нервных центров, снимают боль и неприятные ощущения, поднимают настроение и даже создают состояние эйфории. Это делает использование наркотиков совершенно бессмысленным, т.к. молодой человек может получить психическое наслаждение от естественной и безвредной для него спортивной деятельности.
|
|
В связи с этим становится понятным, почему физические упражнения являются действенным фактором не только для предупреждения, но и снятия наркотической зависимости. Молодым людям, которые уже познакомились с наркотиками или имеют другие вредные привычки, можно посоветовать как можно быстрее прибегнуть к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.