ния ребенка в конфликте к пассивному или активному стилю удобно, поскольку дает возможность выйти на поведенческие проявления внутреннего конфликта. Кроме того, основываясь на стиле поведения в конфликте и его содержании, можно составить классификацию нарушений психологического здоровья детей.
Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам
Время появления проблем развития | Личностные нарушения | Нарушение поведения | |
Активная форма | Пассивная форма | ||
Младенчество | Чувство незащищенности | Защитная агрессивность | Страх |
Ранний возраст | Чувство несвободы, зависимости | Деструктивная агрессивность | Социальные страхи |
Дошкольный иозраст | Чувство одиночества | Демонстративная агрессивность | Страх самовыражения |
11одростковый возраст | Чувство неполноценности | Компенсаторная агрессивность | Страх взросления |
Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоро-ВЬЯ, представленное на данной схеме, подробно.
Так, если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего Мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведении отчетливо проявится защитная агрессивность. Поясним, ЧТО будем понимать под ней, разведем ее понимание с понятием нормативной агрессивности. Прежде всего стоит отметить, *по агрессия традиционно рассматривается как состояние, по-|вдение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым условием жиз-
|
|