Пояснительная записка

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Основная образовательная программа подготовки бакалавров

по направлениям:

040400 «Социальная работа», профиль «Психосоциальная работа с населением»

050100 «Педагогическое образование»

230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике»

080400 «Управление персоналом»,

034300 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование»

072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Нижний Тагил


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ГиСЭН

«___» _____________2011 г., протокол № ___.

Зав. кафедрой Н. Ю. Мочалова

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Социально-гуманитарного института НТГСПА

«___» ____________ 2011 г., протокол № ____.

Директор СГИ А. М. Ганиев

Составитель:

А. А. Еникеев, канд. филос. наук, доцент, старший научный сотрудник НТГСПА


Пояснительная записка

Проблема человека всегда была актуальной темой многих философских исследований. Философы Античности, Нового времени и особенно ХХ века уделяли проблеме человека большое внимание. Именно в ХХ веке сформировалось новое направление в гуманитарной мысли – философская антропология. Исследования в данной области не только определяют картину гуманитарного знания в целом, но также служат формированию нового мировоззрения информационного общества.

Педагогическая и психологическая значимость философской антропологии обусловлена необходимостью адекватной социальной реализации выпускников социально-педагогической академии в быстро меняющемся современном мире. Именно знания в области философской и социальной антропологии помогут выпускникам ориентироваться во всем многообразии и неоднозначности системы социальных связей современного российского общества. Гуманизм, этика толерантности и безусловное признание личности должны стать принципами ценностного мировоззрения студентов и выпускников вуза. Для достижения этой задачи становится как никогда актуальным изучение основных философских и социологических теорий о природе человека, его предназначении, роли и месте в современном мире.

Цель изучения курса: сформировать представления о многообразии и неоднозначности проблемы человека в философии, познакомить студента с основными понятиями, концепциями и идеями философской антропологии.

Основные задачи дисциплины:

1. Ввести в проблематику современной философской антропологии;

2. Заложить базовые знания по философским проблемам человека;

3. Сформировать навыки самостоятельного философского размышления;

4. Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия и понимания последующих гуманитарных курсов;

5. Способствовать формированию навыков вузовской работы с научной и научно-популярной литературой по гуманитарным дисциплинам.

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавров указанных направлений.

Межпредметные связи. Дисциплина «Философская антропология» находится в генетической и смысловой связи с такими дисциплинами, как философия, социология, культурология, психология. Имея по своей сути пропедевтический характер, философская антропология оказывается базой для изучения всех без исключения дисциплин социально-гуманитарной направленности НТГСПА.

Требования к уровню подготовленности обучающегося к освоению дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

· Основные этапы развития европейской мысли;

· Особенности современного состояния научного знания в области социальных и гуманитарных наук;

· Основные антропологические концепции;

· Варианты решения проблемы человека в философии;

· Основные проблемы современного человека.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· Находить и отбирать необходимую информацию по гуманитарным наукам;

· Анализировать основные концепции, выделять главное и систематизировать материал по философской антропологии;

· Сравнивать взгляды мыслителей и находить параллели с современным состоянием гуманитарного знания в области философской антропологии;

· Критически оценивать идеи и концепции философов, отстаивать собственную точку зрения;

· Грамотно выражать собственную мысль в устной и письменной форме, уметь вести дискуссию, полемику, диалог.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):

· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);

· Готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);

· Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);

· Ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).

Принцип отбора содержания и организации учебного материала

Содержательное наполнение учебной программы «Философская антропология» обусловлено вводно-пропедевтическим характером курса и естественной включенностью последнего в систему социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в НТГСПА. Аудиторная нагрузка курса распределяется между лекционной и практической (семинарской) частями на основе принципа дополнительности. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к области философской и социальной антропологии, философии и культурологии. Выделенные темы обеспечивают теоретико-методологический фундамент базовой философской подготовки студентов, формируют поливариантное и многоаспектное понимание проблемы человека, как в историко-философском, так и в мировоззренческом аспекте. Семинарские занятия направлены на развитие навыков самостоятельного философского мышления, анализа материалов и критического оценивания существующих концепций. Особое внимание уделяется дискуссионности и проблемности обсуждаемых вопросов.

Учебно-тематический план

Распределение часов на изучение дисциплины Кол-во часов
Срок изучения 3 семестр
Трудоемкость дисциплины 72 ч (2 зач.ед.)
Число часов в неделю (18 недель) 2 часа
Аудиторные занятия 34 ч (20л+14с)
Лекции 20 ч
Семинарские занятия 14 ч
Внеаудиторная работа студентов 38 ч
Самостоятельная работа различных видов 29 ч
Сдача зачета 9 часов
Итоговая отчетность зачёт (9 ч. или 0,25 з.е.)
Темы занятий Распределение часов
Трудоемкость Аудиторные занятия Лекции Семинары Самостоятельная работа
Человек в «зеркале философии»          
Научные принципы философской антропологии       -  
Проблема человека в Античной философии          
Проблема человека в философии Нового времени          
Экзистенциальные модусы существования человека          
Психоанализ и проблема человека          
Проблема человека в русской философии          
Социальная и культурная антропология       -  
Человек в эпоху информации          
Трансформативная антропология и феномен «постчеловека»       -  
Зачет по дисциплине          
  Итого          

Содержание курса

Тема 1. Вводная: человек в зеркале философии

Что такое философия? Философия и мировоззрение. Что есть человек? Философские методы постижения мира и человека. Специфика философского взгляда на природу человека, в отличие от биологического, психологического, религиозного и прочих аспектов. Человек как основная тема размышлений философов Античности, Средних веков, Возрождения, Нового времени и Современности (краткий историко-философский экскурс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: