ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Основная образовательная программа подготовки бакалавров
по направлениям:
040400 «Социальная работа», профиль «Психосоциальная работа с населением»
050100 «Педагогическое образование»
230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике»
080400 «Управление персоналом»,
034300 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование»
072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ГиСЭН
«___» _____________2011 г., протокол № ___.
Зав. кафедрой Н. Ю. Мочалова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Социально-гуманитарного института НТГСПА
«___» ____________ 2011 г., протокол № ____.
Директор СГИ А. М. Ганиев
Составитель:
А. А. Еникеев, канд. филос. наук, доцент, старший научный сотрудник НТГСПА
Пояснительная записка
Проблема человека всегда была актуальной темой многих философских исследований. Философы Античности, Нового времени и особенно ХХ века уделяли проблеме человека большое внимание. Именно в ХХ веке сформировалось новое направление в гуманитарной мысли – философская антропология. Исследования в данной области не только определяют картину гуманитарного знания в целом, но также служат формированию нового мировоззрения информационного общества.
Педагогическая и психологическая значимость философской антропологии обусловлена необходимостью адекватной социальной реализации выпускников социально-педагогической академии в быстро меняющемся современном мире. Именно знания в области философской и социальной антропологии помогут выпускникам ориентироваться во всем многообразии и неоднозначности системы социальных связей современного российского общества. Гуманизм, этика толерантности и безусловное признание личности должны стать принципами ценностного мировоззрения студентов и выпускников вуза. Для достижения этой задачи становится как никогда актуальным изучение основных философских и социологических теорий о природе человека, его предназначении, роли и месте в современном мире.
Цель изучения курса: сформировать представления о многообразии и неоднозначности проблемы человека в философии, познакомить студента с основными понятиями, концепциями и идеями философской антропологии.
Основные задачи дисциплины:
1. Ввести в проблематику современной философской антропологии;
2. Заложить базовые знания по философским проблемам человека;
3. Сформировать навыки самостоятельного философского размышления;
4. Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия и понимания последующих гуманитарных курсов;
5. Способствовать формированию навыков вузовской работы с научной и научно-популярной литературой по гуманитарным дисциплинам.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавров указанных направлений.
Межпредметные связи. Дисциплина «Философская антропология» находится в генетической и смысловой связи с такими дисциплинами, как философия, социология, культурология, психология. Имея по своей сути пропедевтический характер, философская антропология оказывается базой для изучения всех без исключения дисциплин социально-гуманитарной направленности НТГСПА.
Требования к уровню подготовленности обучающегося к освоению дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· Основные этапы развития европейской мысли;
· Особенности современного состояния научного знания в области социальных и гуманитарных наук;
· Основные антропологические концепции;
· Варианты решения проблемы человека в философии;
· Основные проблемы современного человека.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· Находить и отбирать необходимую информацию по гуманитарным наукам;
· Анализировать основные концепции, выделять главное и систематизировать материал по философской антропологии;
· Сравнивать взгляды мыслителей и находить параллели с современным состоянием гуманитарного знания в области философской антропологии;
· Критически оценивать идеи и концепции философов, отстаивать собственную точку зрения;
· Грамотно выражать собственную мысль в устной и письменной форме, уметь вести дискуссию, полемику, диалог.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):
· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования (ОК-7);
· Готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-10);
· Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);
· Ориентирован на применение методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование (ОК-15).
Принцип отбора содержания и организации учебного материала
Содержательное наполнение учебной программы «Философская антропология» обусловлено вводно-пропедевтическим характером курса и естественной включенностью последнего в систему социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в НТГСПА. Аудиторная нагрузка курса распределяется между лекционной и практической (семинарской) частями на основе принципа дополнительности. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим темам, относящимся к области философской и социальной антропологии, философии и культурологии. Выделенные темы обеспечивают теоретико-методологический фундамент базовой философской подготовки студентов, формируют поливариантное и многоаспектное понимание проблемы человека, как в историко-философском, так и в мировоззренческом аспекте. Семинарские занятия направлены на развитие навыков самостоятельного философского мышления, анализа материалов и критического оценивания существующих концепций. Особое внимание уделяется дискуссионности и проблемности обсуждаемых вопросов.
Учебно-тематический план
Распределение часов на изучение дисциплины | Кол-во часов |
Срок изучения | 3 семестр |
Трудоемкость дисциплины | 72 ч (2 зач.ед.) |
Число часов в неделю (18 недель) | 2 часа |
Аудиторные занятия | 34 ч (20л+14с) |
Лекции | 20 ч |
Семинарские занятия | 14 ч |
Внеаудиторная работа студентов | 38 ч |
Самостоятельная работа различных видов | 29 ч |
Сдача зачета | 9 часов |
Итоговая отчетность | зачёт (9 ч. или 0,25 з.е.) |
№ | Темы занятий | Распределение часов | ||||
Трудоемкость | Аудиторные занятия | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | ||
Человек в «зеркале философии» | ||||||
Научные принципы философской антропологии | - | |||||
Проблема человека в Античной философии | ||||||
Проблема человека в философии Нового времени | ||||||
Экзистенциальные модусы существования человека | ||||||
Психоанализ и проблема человека | ||||||
Проблема человека в русской философии | ||||||
Социальная и культурная антропология | - | |||||
Человек в эпоху информации | ||||||
Трансформативная антропология и феномен «постчеловека» | - | |||||
Зачет по дисциплине | ||||||
Итого |
Содержание курса
Тема 1. Вводная: человек в зеркале философии
Что такое философия? Философия и мировоззрение. Что есть человек? Философские методы постижения мира и человека. Специфика философского взгляда на природу человека, в отличие от биологического, психологического, религиозного и прочих аспектов. Человек как основная тема размышлений философов Античности, Средних веков, Возрождения, Нового времени и Современности (краткий историко-философский экскурс).