1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.
2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.
(Частота употребления этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон)
3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге, и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению.
4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.
Обычный прием - система подхватов; частная форма – вопросы и ответы в плане полемики:
а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор;
б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций;
в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем как вступление к данной теме или переход от предыдущей;
г) малая речевая форма как повод для раскрытия следующей темы;
д) диалог трактует одну тему, но за ней как переход к теме следующего явления следует малая речевая форма;
е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;
ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему.
5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получают признаки эмоционального протекания или лирического охвата.
Монолог.
Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывания типа:
· речи повествования;
· речи – носители повествовательных экспозиций;
· резонерское раскрытие отдельных тем.
Монолог, по определению Волькенштейна, это – «замаскированный диалог». Он может существовать в разных видах, как-то:
· обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);
· обращение к отсутствующему персонажу;
· репетиция предстоящего диалога;
· воздействие на самого себя;
· упражнение в решении;
· укоры;
· выбор;
· диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере).