Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому)

1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц.

2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц.

(Частота употребления этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон)

3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге, и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению.

4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц.

Обычный прием - система подхватов; частная форма – вопросы и ответы в плане полемики:

а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор;

б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций;

в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем как вступление к данной теме или переход от предыдущей;

г) малая речевая форма как повод для раскрытия следующей темы;

д) диалог трактует одну тему, но за ней как переход к теме следующего явления следует малая речевая форма;

е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми;

ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему.

5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получают признаки эмоционального протекания или лирического охвата.

Монолог.

Монолог в его широком понимании можно воспринимать как речь лица с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа. Монолог охватывает ряд тем и слагает единство речи по основной своей теме, создавая монологичное единство. Обычно в монологе выражается автохарактеристика с обнажением чувств. Монологом не являются обширные высказывания типа:

· речи повествования;

· речи – носители повествовательных экспозиций;

· резонерское раскрытие отдельных тем.

Монолог, по определению Волькенштейна, это – «замаскированный диалог». Он может существовать в разных видах, как-то:

· обращение к антропоморфному партнеру (судьбе);

· обращение к отсутствующему персонажу;

· репетиция предстоящего диалога;

· воздействие на самого себя;

· упражнение в решении;

· укоры;

· выбор;

· диалог переходит в монолог (увлекшись при партнере).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: