Система ремарок

1. Ремарки характеристики («в поддевке», «в сапогах»).

2. Жестовые - движения тела в ограниченном пространстве:

- бытовая функция («повязывая салфетку»);

- характеризующая функция;

- экспрессивная и драматическая функции («вырывая руку»).

3. Жестово-эмоциональные («плачет», «смеется»).

4. Речево-интонационные («радостно», «раздражаясь»).

5. Жестово-интонационные («перебивая», «поддевая»).

6. Мизансценические.

7. Паузные.

8. Уход / вход персонажа.

9. Адресат реплики («слуге»).

10. Эмоциональной природы («в негодовании»).

11. Совершения действия («упирается руками», «захлопывает дверь, читает письмо»).

12. Физического состояния («запыхавшись»).

13. Места действия.

14. Времени действия.

15. Сюжетные.

16. Сценографические (обстановочные).

17. Служебные ремарки (указание на различные сценические приемы).

18. Литературно-повествовательные («города не видно, но лишь в хорошую погоду»).

19. Паузные (одни относятся к игре актеров, другие – к режиссуре):

- люфт-пауза в речи (выражается троеточием);

- остановка в речеведении (как признак затруднения);

- как остановка в действии («пауза»);

- смысловая пауза;

- как бессловесное действие;

- как режиссерский прием;

- паузы тейхоскопии.

Рассмотрим систему ремарок и их соотношения на примере нескольких пьес.

«Дядя Ваня» А.П. Чехова: в первом действии 57 ремарок: 19 действенных, 10 эмоциональных, 7 адресных, 5 на вход, 2 характеризующих, 2 экспрессивных. Из них 47 простых и 10 блочных (включающих в себя несколько указаний).

«Три сестры» А.П. Чехова: первое действие – 145 ремарок (в основном эмоциональные и действенные). Эмоциональные относятся к сестрам, в большинстве своем психологически негативного характера (слезы, огорчения т.д.). Действенные ремарки либо выражают, либо скрывают эмоциональное состояние (чаще скрывают, если не относятся к сестрам).

«Таланты и поклонники» А.Н. Островского: первое действие (12 явлений) – 75 ремарок, все актерские, режиссерских нет. Наибольшее количество ремарок содержит 2 явление (9), 5 (10), 11 (9) и 12 (10); 6 и 9 явления содержат по две ремарки. Самое большое место занимают действенные ремарки – 21. Далее так:

· на вход-выход – 15;

· функционально-бытовые – 7;

· экспрессивные – 6;

· речево-адресатные – 6;

· жестовые – 5;

· паузные – 5;

· речево-интонационные – 5;

· эмоциональные – 4

· мизансценические – 1.

«Доходное место» А.Н. Островского: 55 вход-выход, 41 функционально-бытовая, 39 мизансценических, 30 жестовых, 29 действенных, 21 адресатная, 15 речево-интонационных, 11 служебных, 10 эмоциональных, 8 жестово-интонационных, 8 паузных, 7 указаний на физическое состояние, 5 характеризующих, 5 экспрессивных, 3 указания на место действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: