Законодательство предусматривает специальные механизмы защиты легальных монополий от конкуренции. В отношении двух видов легальных монополий – естественных и государственных – государство предусматривает также и специальные механизмы прямого регулирования с целью нейтрализации негативных последствий для экономики и социально-экономической жизни общества, которые могут наступить посредством использования субъектами естественных и государственных монополий своего монопольного положения на соответствующих рынках. Кроме того, государственное регулирование в этих сферах необходимо непосредственно для достижения целей создания данных монополий.
Базовые положения о государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий определены в Законе о естественных монополиях. Кроме того, особенности регулирования и контроля в отдельных отраслевых сферах естественных монополий определены в специальном отраслевом законодательстве федерального уровня. К таким законам относятся, в частности, кодексы РФ: Торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ, Воздушный от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ, Водный от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ; федеральные законы: от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» и др. В некоторых отраслевых сферах естественные монополии могут образовываться не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях, например в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае регламентация деятельности и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляется помимо федерального, также и на региональном и местном уровнях. Однако и в этом случае такая регламентация предусмотрена федеральным законодательством и должна ему соответствовать. Помимо законодательства в сфере регулирования естественных монополий важное значение имеют многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента России, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по регулированию и контролю в сфере естественных монополий, акты региональных и местных администраций и др.
|
|
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
|
|
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Так, ст. 6 методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. В указанной статье предусматривается, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее – методы регулирования):
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и/или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом 100%-ной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
Статья 7. Государственный контроль в сферах естественной монополии
2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:
- любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;
- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
|
|
Статья 12. Основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования
1. Орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим ФЗ и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
- издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки;
- факты нарушения субъектом естественной монополии установленных настоящим ФЗ обязанностей по предоставлению информации и (или) обязанностей по обеспечению свободного доступа к информации.
Согласно ст. 14 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.