Аморальные Высокоморальные

|__________________________________________ Я И В ___|

Применяя приемы, описанные выше, было установлено, что высокоморальные по сравнению с аморальными выигрывают в том, что они живут среди себе подобных, образуя некоторый мир. В этом мире люди не предают и не отбирают последнего, в этом мире, опять-таки, нет необходимости тратить силы на бессмысленную борьбу и излишние напряжения. Таким образом, пришли к той же направленности, что и в первом случае.

Выявление опыта и личностных стандартов результатов действий разворачивалось примерно по такой схеме. Высокоморальные отличаются тем, что способны на бескорыстные поступки. Часто они действуют ради других, себе в ущерб, поступаясь собственными интересами. В данном случае опыт и личностный стандарт результата действия полностью совпали. Дополнительным подтверждением этого являлось то, что клиент очень неуверенно объяснял мотивы поступков и чувства аморальных людей, в то время как о «родном» полюсе говорил очень обстоятельно.*

Если теперь сопоставить две линии, ведущие к направленности (рис. 2.П4), то видно, что для реализации одной и той же цели (жить не напрягаясь), у клиента есть разные стратегии. Личностные стандарты результата действия едва ли ни противоположны. С одной стороны, стандарт - действовать в своих интересах, не испытывая вину за свои поступки, с другой - действовать бескорыстно, себе в ущерб.

 
 

 
 

       
   
Осознаваемая цель-2: Оставаться высокоморальным
 
 
ЛСРД-1: Не испытывать чувство вины
 
ЛСРД-2: Совершать бескоры­стные поступки


Рисунок 2.П4. Пример противоречия на уровне

мотивационно-смысловых линий.

После того как эти две линии были выявлены и сопоставлены, клиент продемонстрировал достаточно ярко выраженную эмоциональную реакцию. Он привел несколько примеров из собственной жизни, как эти две линии мешают друг другу.

В частности, он подрабатывает репетиторством. Желанию вести себя как «ушлый», выражаясь его терминологией, и брать как можно более высокую плату за свои услуги, противостоит ценность высокоморальности, со стоящей за ней способностью совершать бескорыстные поступки. Отсюда отмеченная им самим неестественность поведения и «плохое» самочувствие при обсуждении вопросов об оплате за репетиторство.

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. I, II. М. 1982.

2. Белинская Елена Павловна. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.df.ru/projects/articles/time_aspect.shtml

3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Воробьев Влад Мих. Келли-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. С-П, 1998.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982.

6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000.

7. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.

8. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

9. Кондратьев М. Ю. Социально-психологический вариант техники «Репертуарных решеток». // Детский практический психолог. № 1-2, 1996.

10.Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

11.Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.

12.Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1991.

13.Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

14.Психологический словарь.

15.Физиологическая генетика и генетика поведения. Л., 1981.

16.Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М., 1989

17.Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

18.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986

19.Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: