Несмотря на широкое развитие потребительского кредитования, в РФ в настоящее время существуют определенные факторы, сдерживающие выдачу потребительских кредитов населению. К ним можно отнести:
· наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет в полной мере развивать долгосрочное кредитование населения;
· трудности оценки кредитоспособности заемщиков, связанные с наличием так называемых «серых» и «черных» доходов физических лиц — потенциальных заемщиков. Это не позволяет, с одной стороны, банкам с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой -- самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности за счет потребительских кредитов в связи с невозможностью документального подтверждения своего реального финансового состояния.
· относительно высокий уровень процентных ставок, применяемых банками (из-за высокого уровня инфляции и кредитного риска), что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитов потенциальными клиентами со средним достатком и др.;
Расширению практики потребительского кредитования будут способствовать такие факторы, как:
· принятие Федерального закона о потребительском кредите;
· создание крупных общефедеральных сетей продаж бытовой техники;
· создание иностранными автомобильными компаниями собственных банков;
· рост привлеченных средств коммерческих банков (за счет увеличения доли депозитов населения в связи с реализацией на практике Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в коммерческих банках РФ»);
· наметившийся и планируемый в дальнейшем рост реальных доходов населения (МРОТ, пенсий, пособий), рост доли участия населения на рынке ценных бумаг и т. п.;
· предоставление адресных жилищных субсидий гражданам;
· появление новых кредитных продуктов для населения (кредитов на покупку товаров в рассрочку через Интернет; кредитов, выгодных сотрудникам банка; кредитов на неотложные нужды клиентам банка, имеющим положительную кредитную историю);
· открытие в коммерческих банках дополнительных офисов круглосуточного обслуживания клиентов, в том числе предоставление широкого спектра розничных услуг, включающих управление счетом и др.;
· предоставление государственных гарантий, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищную сферу;
· защита информации бюро кредитных историй от несанкционированного доступа к ней.