Сочетания с ранее рассмотренными шкалами

Если особенности личности, отражающиеся в пике профиля на восьмой шкале, сочетаются с формированием аффек­тивно насыщенных идей, имеющих отношения к состоя­нию физического здоровья, то отмечается повышение профиля и на первой. При этом если пик профиля на восьмой шкале существенно выше, чем пик на первой, то вероятно формирование некорригируемых концепций (сверхценных или даже бредовых образований), особен­но если одновременно отмечается повышение профиля на шестой шкале при низком уровне профиля на треть­ей и седьмой. При незначительном превышении пика профиля на восьмой шкале этот тип профиля чаще ука­зывает на ригидный стереотип поведения, ориентирован­ного на заботу о физическом благополучии. Такая забо­та может использоваться как средство, позволяющее ра­ционально объяснить отчужденность и отгороженность от окружающих наличием соматически обусловленных затруднений. Следует отметить, что чем более выражен пик на восьмой шкале, тем более вычурный и необыч­ный характер приобретают описания соматических ощу­щений. Если чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах выражается в нарастании тревоги или подавленности, пик профиля на восьмой шкале сочетается с пиком на второй. Амби­валентное отношение к окружающим порождает при этом.наряду со стремлением к контактам угрюмую недо­верчивость, а нередкое повышение профиля на четвер­той шкале отражает затруднения социализации, связан­ные недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. На оценоч­ных шкалах при этом отмечается ник профиля на шка­ле F.

Такая конфигурация профиля (пики на шкалах F, второй, четвертой и восьмой при относительно низком уровне профиля на третьей и седьмой) довольно типич­на для шизоидных личностей, обеспокоенных своей от­гороженностью и испытывающих трудности в социаль­ной адаптации.

Если демонстративные тенденции, обусловленные высоким уровнем вытеснения, проявляются у индивиду­умов, которые чувствуют себя отчужденными, непонят­ными и не включенными в социальную среду, то обыч­но отмечается сочетание пиков на третьей и восьмой шкале. Этот профиль свидетельствует о глубокой дис­гармоничности, поскольку отражает парадоксальное со­четание ориентировки на актуальное поведение, на внешнюю оценку, на одобрение окружающих со склон­ностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев, и трудностями межличностной.коммуни­кации.

Такое сочетание при достаточно выраженном подъ­еме профиля почти всегда свидетельствует о болезнен­ном состоянии той или иной природы или по крайней мере о легкости возникновения декомпенсаций. Будучи обеспокоены вопросами о месте своей личности,в обще­стве и ее значимости, эти люди нередко формируют круг своих знакомств и контактов таким образом, чтобы создать своеобразную среду, в которой их значимость безоговорочно признается.

Они в меньшей степени, чем лица с изолированными пиками профиля на третьей шкале, способны вытеснять отрицательные сигналы и предпочитают исключать из круга своего общения носителей таких сигналов. Наме­ренность такого изменения круга общения либо вытес­няется, либо ixoponio рационализируется. Подобного рода поведение может вести к нарастающей десоциализации. Не ощущая себя частью общества, личности описы­ваемого типа обычно менее связаны социальными уста­новками и считают себя вправе принимать решения, затрагивающие межличностные отношения вне зависимо­сти от обусловленных предшествующими контактами экспектаций. Высказывания и действия окружающих, свидетельствующие об осуждении такой позиции, лица описываемого типа более или менее успешно игнориру­ют или избегают их путем прекращения общения с ли­цами, осуждающими их,' или наконец, прибегают ко лжи, чтобы избежать осуждения.

Эти личности эгоцентричны, аутизированы и обычно способны длительно продолжать деятельность только.при сохранении в ней игрового элемента. Цели, которые требуют напряженной и длительной деятельности, ли­шенной игрового элемента, они объявляют несущест­венными.

Наряду с построением своеобразной среды вопрос о своем месте в обществе и значимости своей личности ли­ца с описываемым типом профиля могут разрешать пу­тем идентификации с какой-либо формой деятельности, высокую значимость которой они провозглашают. При этом они предпочитают ситуации, при которых эта иден­тификация, а также компетентность в избранной обла­сти деятельности не могут быть подвергнуты сомнению (деятельность, осуществляемая в одиночку, узкая спе­циализация и т. п.).

Если описанные формы поведения оказываются не­достаточными для того, чтобы устранить тревогу или су­щественно снизить ее уровень, то отмечается также от­ражающее тревогу повышение профиля на второй и на седьмой шкалах, причем высота седьмой шкалы может становиться равной высоте восьмой, в связи с чем в про­филе методики многостороннего исследования личности отмечается «плато» на седьмой и восьмой шкалах.

Если в результате затруднения межличностных свя­зей нарушается социальная адаптация, в профиле мето­дики многостороннего исследования личности это обыч­но отражается сочетанием пиков на восьмой и четвертой шкалах. В клинических случаях это сочетание (иногда с дополнительным пиком на шестой шкале) встречается весьма часто.

Личности с таким типом профиля характеризуются не агрессивным асоциальным поведением, а асоциальны­ми поступками, совершенными в результате недоразу­мений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму и свое­образного подхода к ситуации. Неспособность правильно организовать и контролировать свои контакты и своеоб­разие мышления могут обусловливать связь этих лиц с девиантными группами. Такая связь служит одной из наиболее частых причин их асоциального поведения.

Такой тип профиля характерен для подростков с вы­раженной тенденцией относится к окружающим с недо­верием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или во всяком случае как людей чуждых. По­стоянное ощущение угрозы может толкать их на превен­тивное нападение. Если такой стереотип поведения сох­раняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчуждения и усилению нарушений со­циальной адаптации.

В тех случаях, когда нарушение межличностных свя­зей и нарастающая аутизация сопровождаются формиро­ванием аффективно заряженной идеи или группы идей, профиль методики многостороннего исследования лично­сти характеризуется сочетанием пиков на шестой и восьмой шкалах. Выраженные повышения профиля на этих шкалах (особенно три отсутствии подъемов «а шкалах невротической триады) свидетельствуют о склонности к формированию трудно корригируемых или некорригируемых концепций, связанных с представлением о наличии угрожающих или опасных действий окружающих. Для них характерна выраженная избирательность перцепции, при которой воспринимается преимущественно информа­ция, подкрепляющая уже сформированную концепцию. Если такой отбор информации выражен настолько, что приводит к утрате контакта с реальностью, а межлич­ностные отношения организуются на базе некорригируе-мых концепций, то испытуемый с описываемым типом профиля заменяет реальное общество псевдообществом, представляющим собой совокупность его собственных проекций. В клинике это проявляется бредовыми синд­ромами.

В этом процессе может играть роль также механизм аутистической коммуникации, проявляющийся, в частно­сти, формированием галлюцинаторных образов. В тех случаях, когда галлюцинаторные переживания полно­стью определяют поведение, можно говорить об аутисти­ческой обществе (Cameron, Magaret, 1953).

При умеренной выраженности пиков профиля на ше­стой и восьмой шкалах может отмечаться только со­четание аутизации, дистанцирования, отчуждения с- ри­гидностью, и стремлением возложить на окружающих вину за нарушение межличностных отношений, жизнен­ные трудности и эмоциональные конфликты.

Если склонность ориентироваться на внутренние кри­терии и коммуникативные затруднения сочетается с вы­званной этими затруднениями тревожностью (что, в частности, характерно для юношей и девушек с выра­женными чертами инфантильности), то профиль методи­ки многостороннего исследования личности может ха­рактеризоваться изолированным и более или менее рав­номерным подъемом на седьмой и восьмой шкалах.

У лиц с таким типом профиля депрессивные тенден­ции, отмечающиеся вне зависимости от картины про­филя на второй шкале, сочетаются с раздражитель­ностью и тревожностью или ощущением повышенной утомляемости и апатии.

Если повышение профиля на седьмой и восьмой шкалах наблюдается при наличии и других пиков про­филя, то их соотношение отражает либо преобладание тревожности (при относительно более высокой седьмой шкале), либо склонность к возникновению устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения (при относи­тельном преобладании восьмой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: