Статья 23. Водный сервитут

1. Водный сервитут на водные объекты выступает в публичной и частной формах.
2. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования, в этом случае публичный водный сервитут является неотъемлемой частью права пользования водным объектом.
3. Публичный водный сервитут на водный объект, который не является водным объектом общего пользования, может возникнуть на основании законодательства Республики Казахстан, акта местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы) или объявления порядка пользования водным объектом физическими или юридическими лицами, получившими его в пользование.
4. Право долгосрочного или краткосрочного пользования водным объектом может быть ограничено в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).
5. Частный водный сервитут устанавливается на тех же основаниях, что и публичный водный сервитут, а также может быть установлен и на основании судебного решения.
6. Публичный и частный водные сервитуты могут устанавливаться в целях:
1) забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;
2) водопоя и прогона скота;
3) использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных судов.
7. Для осуществления водных сервитутов не требуется получения разрешения на специальное водопользование. <*>
Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законами РК от 20 декабря 2004 г. N 13; от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

Глава 4. Право собственности и иные права
на водохозяйственные сооружения

Статья 24. Право собственности
на водохозяйственные сооружения

1. Водохозяйственные сооружения могут находиться в государственной либо в частной собственности.
2. Отношения, связанные с пользованием, владением и распоряжением водохозяйственными сооружениями, находящимися в частной собственности, регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 25. Водохозяйственные сооружения,
имеющие особое стратегическое значение

1. Водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение, находятся в государственной собственности и не могут быть переданы в аренду, доверительное управление, и не подлежат приватизации.
2. Перечень водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, определяется Президентом Республики Казахстан.

Статья 26. Водохозяйственные сооружения,
находящиеся в республиканской собственности

Водохозяйственные сооружения, находящиеся в республиканской собственности, закрепляются за государственными водохозяйственными организациями.
Перечень водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности, определяется Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, а также уполномоченного органа по изучению и использованию недр.
Водохозяйственные сооружения, находящиеся в республиканской собственности, могут быть переданы в аренду, доверительное управление и приватизированы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 27. Водохозяйственные сооружения,
находящиеся в коммунальной собственности

Водохозяйственные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, закрепляются за государственными коммунальными предприятиями и могут в соответствии с законодательством Республики Казахстан предоставляться в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, за исключением водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение.

Статья 28. Право собственности на системы
водоснабжения питьевой водой

1. Системы питьевого водоснабжения могут находиться в республиканской, коммунальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц.
2. Эксплуатация систем питьевого водоснабжения, находящихся в республиканской собственности, осуществляется государственными организациями.
Эксплуатация систем питьевого водоснабжения, находящихся в коммунальной собственности, осуществляется государственными и иными организациями.
3. Отдельные системы питьевого водоснабжения могут входить в состав жилищных кондоминиумов.

Статья 29. Водохозяйственные сооружения,
предназначенные для обслуживания
сельскохозяйственных водопользователей

1. Водохозяйственные сооружения, предназначенные для обслуживания сельскохозяйственных водопользователей, могут находиться в государственной или частной собственности.
2. Водохозяйственные сооружения, предназначенные для обслуживания сельскохозяйственных водопользователей, находящиеся в государственной собственности, могут быть переданы в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, а также проданы или безвозмездно переданы водопользователям или их объединениям, обслуживающим эти сооружения, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 30. Временное государственное управление
водохозяйственными сооружениями

1. В случае угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью граждан и в целях обеспечения стабильности функционирования отдельных водохозяйственных сооружений, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики или региона, Правительство Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа по управлению государственным имуществом может ввести временное государственное управление в отношении этих сооружений.
2. Порядок введения временного государственного управления водохозяйственными сооружениями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 31. Государственная регистрация прав
на водохозяйственные сооружения
и сделок с ними

1. Права на водохозяйственные сооружения и сделки, совершаемые с ними, подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Государственная регистрация прав на водохозяйственные сооружения производится при наличии паспорта на сооружение, форма которого устанавливается уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда.

Статья 32. Ответственность собственников
водохозяйственных сооружений

1. Собственники водохозяйственных сооружений несут ответственность за их безопасное техническое состояние в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Надзор за обеспечением собственниками безопасности водохозяйственных сооружений осуществляют уполномоченные органы в области использования и охраны водного фонда, чрезвычайных ситуаций и промышленной безопасности.
Сноска. Статья 32 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст. 2 ).

Раздел 3. Государственное регулирование
в области использования и охраны водного фонда

Глава 5. Государственное управление
в области использования и охраны водного фонда

Статья 33. Государственное управление
в области использования и охраны
водного фонда

1. Государственное управление в области использования и охраны водного фонда осуществляют Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда, местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
2. Структура управления в области использования и охраны водного фонда с учетом комплексности и соподчиненности подразделяется на следующие уровни:
1) межгосударственный;
2) государственный;
3) бассейновый;
4) территориальный.
3. Государственные органы могут привлекать граждан и общественные объединения для разработки программ и осуществления мероприятий по рациональному использованию и охране водного фонда. <*>
Сноска. В статью 33 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 34. Основные принципы государственного
управления в области использования
и охраны водного фонда

Государственное управление в области использования и охраны водного фонда основывается на принципах:
1) государственного регулирования и контроля в области использования и охраны водного фонда;
2) устойчивого водопользования - сочетания бережного, рационального и комплексного использования и охраны вод;
3) создания оптимальных условий водопользования, сохранения экологической устойчивости окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности населения;
4)бассейнового управления;
5) разделения функций государственного контроля и управления в области использования и охраны водного фонда и функций хозяйственного использования водных ресурсов.

Статья 35. Основные задачи государственного
управления в области использования
и охраны водного фонда

Основными задачами государственного управления в области использования и охраны водного фонда являются:
1) анализ и оценка водообеспечения отраслей экономики, выявление недостатков и определение мер по их устранению;
2) определение располагаемых объемов водных ресурсов, их качества и наличия прав пользования ими;
3) разработка основных направлений совершенствования технологий водопотребления, водоотведения и охраны вод;
4) прогноз и организация мероприятий по увеличению объемов располагаемых водных ресурсов и рациональному перераспределению их для покрытия дефицита воды;
5) установление структуры водопользования с распределением водных ресурсов по приоритетности удовлетворения потребности в воде в зависимости от водности года;
6) лимитирование водопользования и сброса возвратных вод на основе научно обоснованных нормативов;
7) планирование и соблюдение экологических требований и ограничений;
8) контроль за количественным и качественным состояниями водных объектов и режимом использования вод;
9) эффективное управление водными объектами и водохозяйственными сооружениями, находящимися в государственной собственности;
10) развитие рынка водохозяйственных услуг;
11) совместное с сопредельными государствами управление в области использования и охраны трансграничных вод.

Глава 6. Компетенция государственных органов
в области использования и охраны водного фонда

Статья 36. Компетенция Правительства Республики
Казахстан в области использования
и охраны водного фонда

Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования и охраны водного фонда;
2) организует управление водохозяйственными сооружениями, находящимися в республиканской собственности;
3) определяет порядок ведения государственного учета вод и их использования, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов;
4) утверждает перечень особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками водоснабжения;
5) утверждает порядок субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения;
6) утверждает правила установления водоохранных зон и полос;
7) определяет порядок разработки и утверждения генеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов;
8) определяет порядок предоставления в аренду и доверительное управление водохозяйственных сооружений;
9) определяет порядок согласования, размещения и ввода в эксплуатацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод, а также условия производства строительных и других работ на водных объектах, водоохранных зонах и полосах;
10) (исключен)
11) утверждает правила регулирования водных отношений между областями республики;
12) сотрудничает в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, с иностранными государствами и международными организациями по вопросам использования и охраны трансграничных вод;
12-1) определяет порядок плавания и производства хозяйственных, исследовательских, изыскательских и промысловых работ в территориальных водах (море);
13) (исключен) <*>
Сноска. В статью 36 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13; от 19 декабря 2007 года N 11 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 37. Компетенция уполномоченного органа
в области использования и охраны
водного фонда

1. Уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда:
1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области использования и охраны водного фонда;
2) разрабатывает программы развития водного сектора экономики;
3) разрабатывает схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов по бассейнам основных рек и других водных объектов в целом по республике;
4) согласовывает удельные нормы потребления воды в отраслях экономики;
5) утверждает типовые правила общего водопользования;
6) осуществляет выдачу, приостановление действия разрешения на специальное водопользование в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан;
7) утверждает лимиты водопользования в разрезе бассейнов и областей (города республиканского значения, столицы);
8) разрабатывает порядок субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения;
9) осуществляет государственный контроль в области использования и охраны водного фонда;
10) (исключен)
11) осуществляет государственный учет вод и их использования, ведение государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов;
12) создает информационную базу данных водных объектов и обеспечивает доступ к ней всех заинтересованных лиц;
13) утверждает режим использования водных объектов и источников питьевого водоснабжения, находящихся в республиканской собственности, а также правила эксплуатации водохозяйственных сооружений, расположенных непосредственно на водных объектах;
14) организует проектные, изыскательские, научно-исследовательские и конструкторские работы в области использования и охраны водного фонда;
15) участвует в работе по приему-передаче в эксплуатацию водохозяйственных сооружений, согласовывает проекты водохозяйственных сооружений и производства строительных, дноуглубительных и иных работ, влияющих на состояние водных объектов;
16) организует эксплуатацию водных объектов, водохозяйственных сооружений, находящихся в республиканской собственности;
17) рассматривает дела об административных правонарушениях в области водного законодательства Республики Казахстан;
18) подготавливает и реализует инвестиционные проекты в водном хозяйстве;
19) (исключен)
20) участвует в выработке приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в области использования и охраны водного фонда;
21) осуществляет сотрудничество с сопредельными государствами по вопросам регулирования водных отношений, рационального использования и охраны трансграничных вод в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
22) разрабатывает правила установления водоохранных зон и полос;
23) разрабатывает водохозяйственные балансы;
24) организует проведение специализированными государственными учреждениями мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;
25) утверждает правила первичного учета вод.
2. Решения уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. <*>
Сноска. Статья 37 с изменениями, внесенными Законами РК от 20 декабря 2004 г. N 13; от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); от 9 января 2007 г. N 213 (порядок введения в действие смотрите в ст. 2 ); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

Статья 38. Компетенция местных представительных органов
областей (города республиканского значения,
столицы) в области использования и охраны
водного фонда

Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
1) устанавливают правила общего водопользования с учетом особенностей региональных условий на основе типовых правил, утвержденных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда;
2) (исключен)
3) утверждают региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов и осуществляют контроль за их исполнением;
4) устанавливают порядок предоставления в пользование и изъятия водохозяйственных сооружений, находящихся в коммунальной собственности;
5) утверждают ставки платы за пользование водными ресурсами из поверхностных источников. <*>
Сноска. В статью 38 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 39. Компетенция местных исполнительных органов
областей (города республиканского значения,
столицы) в области использования и охраны
водного фонда

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):
1) управляют водохозяйственными сооружениями, находящимися в коммунальной собственности, осуществляют меры по их защите;
2) устанавливают водоохранные зоны, полосы и зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения по согласованию с бассейновыми водохозяйственными управлениями, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
3) предоставляют водные объекты в обособленное и совместное пользование по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда;
4) принимают участие в работе бассейновых советов и в бассейновом соглашении;
5) разрабатывают региональные программы по рациональному использованию и охране водных объектов, обеспечивают их реализацию;
6) осуществляют реализацию бассейновых программ по рациональному использованию и охране водных объектов;
7) согласовывают размещение и ввод в эксплуатацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод, а также условия производства строительных, дноуглубительных и других работ на водных объектах, водоохранных зонах и полосах;
8) осуществляют информирование населения о состоянии водных объектов, находящихся на соответствующей территории;
9) разрабатывают ставки платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
10) реализуют мероприятия по субсидированию стоимости услуг по доставке воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения;
11) распределяют лимиты водопользования среди водопользователей. <*>
Сноска. В статью 39 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13; от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: