С ограниченной ответственностью

§ 5.1. Реорганизация общества

с ограниченной ответственностью

Закон признает возможность как добровольной, так и принудительной реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью регулируется в основном ГК и Законом об обществах с ограниченной ответственностью. В части формирования имущества создаваемых при реорганизации организаций, особенностей ведения бухгалтерского учета данные вопросы также регулируются нормативными актами Министерства финансов РФ (к примеру, Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций"). Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество дополнительно регулируется также законодательством о рынке ценных бумаг. Делается это в связи с тем, что необходимо осуществить обмен долей участников общества с ограниченной ответственностью на акции создаваемого акционерного общества.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества путем выделения, разделения и преобразования, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Признается пять основных форм такой реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Помимо этого, в качестве отдельного способа можно выделить преобразование в акционерное общество работников (народное предприятие) в соответствии с положениями Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

Слиянием обществ с ограниченной ответственностью признается создание нового общества с ограниченной ответственностью с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. Избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. В части субъектности совместного общего собрания участников законодательство об обществах с ограниченной ответственностью существенно отличается от законодательства об акционерных обществах. Последнее до 2006 г. также признавало такие собрания. Однако позже законодатель от такой конструкции отказался, поскольку такая схема вызывала ряд серьезных вопросов. С нашей точки зрения, Закон об обществах с ограниченной ответственностью также должен пойти по пути отказа от модели принятия решения совместным общим собранием участников.

Договор о слиянии должен содержать: 1) порядок и условия слияния; 2) порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества; 3) сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии. Указанный договор может содержать и иные условия, необходимые для проведения реорганизации, поскольку их наличия явно потребует практика проведения реорганизации. Хороший ориентир здесь - законодательство об акционерных обществах, которое проделало долгий путь от почти полного отсутствия каких-либо требований к договору о слиянии до их детального описания. В частности, согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" договор о слиянии должен содержать: наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния; порядок и условия слияния; порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; указание о количестве членов совета директоров создаваемого общества; список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества; список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества; указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества; наименование, сведения о месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого общества (п. 3 ст. 16). Также договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, другие положения о реорганизации (п. 3.1 ст. 16).

Присоединением общества с ограниченной ответственностью признается прекращение одного или нескольких обществ с ограниченной ответственностью с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу с ограниченной ответственностью.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Как видно, Закон признает более широкую компетенцию совместного общего собрания участников при присоединении, чем при слиянии.

В отличие от договора о слиянии Закон не конкретизирует содержание договора о присоединении, ограничиваясь только указанием на то, что он должен содержать сроки и порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в присоединении. Однако, как думается, договор о присоединении должен содержать условия, аналогичные договору о слиянии. Более того, ориентиром здесь, так же как и в случае со слиянием, должно стать законодательство об акционерных обществах, где вопрос о содержании договора о присоединении урегулирован весьма детально. В частности, договор присоединения должен содержать: наименования, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении; порядок и условия присоединения; порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ (п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение, другие положения о реорганизации (п. 3.1 ст. 17 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Разделением общества с ограниченной ответственностью признается прекращение общества с ограниченной ответственностью с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам с ограниченной ответственностью.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.

Выделением общества с ограниченной ответственностью признается создание одного или нескольких обществ с ограниченной ответственностью с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества. Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, общее собрание последнего принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества.

Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, а также об утверждении передаточного акта. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования.

При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в соответствии с передаточными актами; при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс и являются документами, определяющими последствия реорганизации - правопреемство в правах и обязанностях реорганизованного лица, а по сути - документами, при наличии которых можно констатировать: реорганизация вообще состоялась.

Принудительная реорганизация общества с ограниченной ответственностью осуществляется на общих основаниях, предусмотренных ст. 57 ГК и рядом федеральных законов. Отметим, что слово "принудительная" непосредственно ГК не применяет, хотя как действующее, так и ранее применявшееся российское и советское законодательство дают примеры его использования <1>. Так, в настоящее время о " принудительном разделении и выделении" говорит ст. 38 Федерального закона "О защите конкуренции", о " принудительном разделении" - ст. 25 Федерального закона "Об электроэнергетике". Можно приводить и иные примеры, однако отметим, что, с нашей точки зрения, этот термин вполне мог бы быть использован ГК, поскольку довольно точно отражает правовой режим реорганизации, проводимой помимо или вопреки воле участников юридического лица.

--------------------------------

<1> "Прижился" этот термин и в специальной литературе (см., к примеру: Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М.: Юристъ, 2000. С. 29 - 30). Здесь, правда, нужен комментарий относительно терминов, использовавшихся русским дореволюционным и советским правом. А именно долгое время говорилось не о "принудительной реорганизации" или "принудительной ликвидации", а о "принудительном способе прекращения" юридического лица. Этим термином оперировали и известные исследователи проблем юридического лица, к примеру, В.П. Грибанов и С.Н. Братусь (см.: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 31 - 35; Братусь С.Н. Указ. соч. С. 213 - 232). В частности, С.Н. Братусь указывал на три способа (основания) прекращения юридического лица в советском праве: а) распорядительный (в отношении государственных учреждений и предприятий); б) принудительный (в отношении кооперативных и общественных организаций); в) добровольный (для кооперативных и общественных организаций). В.П. Грибанов указывал аналогичный перечень, однако добавлял в этот список еще один способ, применяемый к кооперативно-колхозным организациям, - рекомендательный. Интересно объяснение принудительного прекращения юридического лица. По мнению В.П. Грибанова, "принудительный способ прекращения юридических лиц применяется, как правило, в тех случаях, когда юридическое лицо ликвидируется вследствие его несостоятельности либо вследствие того, что оно в ходе осуществления своей деятельности вышло за рамки, установленные уставом или положением, либо действует в противоречии с интересами государства" (Грибанов В.П. Указ. соч. С. 33). Более развернутое объяснение природы принудительного прекращения дает С.Н. Братусь: "Принудительное прекращение кооперативных и общественных организаций имеет место в исключительных случаях: эти организации возникают по инициативе граждан, в порядке их организационной самостоятельности, т.е. добровольном порядке; поэтому, если деятельность этих организаций или если их существование не становится излишним в связи с резко изменившимися условиями хозяйственного и социально-культурного строительства, отсутствуют и основания для прекращения этих юридических лиц по инициативе государства. Поэтому принудительное прекращение кооперативных и общественных организаций происходит в следующих случаях: а) если эти юридические лица отклоняются от предусмотренных уставом или положением целей; б) если они в своей деятельности уклоняются в сторону, нарушающую интересы государства; в) если в связи с изменившимися условиями хозяйственного и социально-культурного строительства существование кооперативных организаций определенного типа или существование данной общественной организации становится нецелесообразным" (Братусь С.Н. Указ. соч. С. 213 - 214).

Статьей 57 ГК, в частности, предусмотрено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Решение о проведении такой реорганизации принимается либо учредителями (участники) юридического лица, уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию его учредительными документами, в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, либо, если указанные лица не примут соответствующего решения, в установленный срок внешним управляющим, которого по иску уполномоченного государственного органа должен назначить суд. Этот же внешний управляющий по смыслу ст. 57 ГК на основании решения суда должен получить "поручение" "осуществить реорганизацию этого юридического лица". С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В действующем законодательстве существует несколько случаев принудительной реорганизации в форме разделения и выделения. В частности, целый ряд таких случаев устанавливает Федеральный закон "О защите конкуренции".

Так, ст. 34 Закона в качестве последствий нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений о создании коммерческой организации устанавливается: 1) коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 Закона, "ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения"; 2) коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 30 Закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, "ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения". Статьей 38 указанного Закона определено, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций может быть принято в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: 1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; 2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); 3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Как видно, регулирование здесь принудительной реорганизации существенно отличается от общих положений ГК: если последний предполагает подключение суда только в случае невыполнения решения уполномоченного, то Закон о защите конкуренции такого условия не содержит <1>. ГК не содержит конкретных причин и оснований для принятия решения уполномоченным органом о принудительной реорганизации, Закон о защите конкуренции, по сути, говорит о разных видах одного основания - правонарушении (в виде прямого нарушения порядка создания юридического лица либо систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение организацией <2>).

--------------------------------

<1> В отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

<2> Эти основания существенно отличаются от оснований для принудительной реорганизации, которые указывала ст. 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Так, в первой редакции этой статьи указывалось, что Антимонопольный комитет РСФСР вправе принять решение о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, в случае если такие субъекты "занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции". С 1995 г. условия применения принудительной реорганизации были изменены. Федеральный антимонопольный орган был вправе принять решение о "принудительном разделении или выделении" коммерческой или некоммерческой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, в случае если они "занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства". Еще одно ограничение: приведет ли это "к развитию конкуренции".

Отдельно следует рассматривать возможность принудительной реорганизации общества с ограниченной ответственностью в сфере электроэнергетики. В частности, п. 6 ст. 25 Федерального закона "Об электроэнергетике" указывает, что "в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации, может быть осуществлено принудительное разделение хозяйствующего субъекта в случае неоднократного злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением, в том числе осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности". Как видим, Закон хотя и ссылается на общие положения антимонопольного законодательства, но говорит только о возможности принудительного разделения. Отличны и условия: антимонопольный Закон говорит о "систематическом осуществлении монополистической деятельности занимающей доминирующее положение" организацией, а названный Закон говорит о "неоднократном злоупотреблении доминирующим и (или) исключительным положением, в том числе осуществлении... манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности".

Помимо случаев, установленных антимонопольным законодательством, принудительная реорганизация предусмотрена и для обществ с ограниченной ответственностью - коммерческих банков по требованию Банка России (Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Указанным Законом предусмотрено, что Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях, если (подп. 1 - 3 п. 1 ст. 17): 1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено уставом - к общему собранию участников кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации кредитной организации. Указанные органы управления обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

При этом если в нормах антимонопольного закона речь идет о принудительных разделении и выделении, то в рассматриваемом случае ситуация обратная: закон говорит о том, что реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Соответственно на этот случай не распространяются требования ст. 57 ГК о принудительном обеспечении такой реорганизации через суд (назначение внешнего управляющего), поскольку эта статья касается только случаев разделения и выделения.

§ 5.2. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ст. ст. 57 - 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано: 1) добровольно по решению общего собрания участников; 2) принудительно - в порядке, установленном законодательством; 3) вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Регулирование порядка и условий ликвидации зависит от ее вида. Общие положения содержит ГК, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Специальные положения относительно обществ, действующих в определенных сферах деятельности, содержатся в отдельных законах (ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Принудительная ликвидация регулируется ГК, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в части обществ с ограниченной ответственностью - кредитных организаций, Федеральным законом "О защите конкуренции", а также некоторыми иными актами. Ликвидация вследствие несостоятельности регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. О принятии указанного решения общество (формально ГК и ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает на "учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица") обязано в трехдневный срок в письменной форме сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Порядок и сроки добровольной ликвидации также устанавливаются решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества с ограниченной ответственностью. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. В случае если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия обеспечивает представление в Пенсионный фонд информации и документов, предусмотренных Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и иными нормативными актами в области пенсионного обеспечения, и осуществление иных организационных действий, связанных с прекращением существования юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества с ограниченной ответственностью. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью учредителями. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью это происходит в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Отметим, что как ГК (ст. 61), так и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 57) и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст. 21) не связывают представление документов на государственную регистрацию ликвидации общества с осуществлением расчетов с участниками. Как видно, ликвидационный баланс составляется до расчетов с участниками, а список документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица не включает информацию о завершении расчетов с участниками.

Если для добровольной ликвидации существует только одно основание - воля участников общества, воплощенная в решении общего собрания, то оснований принудительной ликвидации значительно больше.

Отметим, что ГК, как и в случае с принудительной реорганизацией, понятия "принудительная ликвидация" не знает. Хотя как в прошлом, так и в настоящее время это понятие активно используется в нормативных актах и специальной литературе <1>. К примеру, такое понятие использовал п. 137 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 ("добровольная ликвидация общества производится назначенной им ликвидационной комиссией, принудительная - комиссией, назначенной судом"). Использовал такое понятие (" принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда") первый российский Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г.

--------------------------------

<1> См., к примеру: Генкин Д.М., Филатов В.Б. Новый закон о промысловой кооперации 11 мая 1927 года. С постатейными разъяснениями. М.: Издательство "Книгосоюз", 1927. С 123.

В настоящее время о " принудительной ликвидации " кредитной организации по инициативе Банка России говорит статья 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Очевидно, что использование такого термина оправданно, поскольку отражает специфику этого вида ликвидации.

Возможность принудительного прекращения юридического лица российское право признавало всегда, другой вопрос - основания для таких действий. Если взять для примера дореволюционное право, то можно указать на п. 26 Положения об артелях трудовых 1902 г., в соответствии с которым артель прекращалась, в том числе и "по требованию губернатора, когда действия артели окажутся несогласными с ея уставом или противными существующим законам". Если посмотреть на возможные основания принудительной ликвидации одного из прообразов нынешнего общества с ограниченной ответственностью - торфяного товарищества по положению 1924 г., то мы увидим такое основание (п. 90 Примерного устава торфяного товарищества): "по постановлению правительства в случае уклонения органов товарищества в сторону, противную интересам государства". Такое основание было частичным воспроизведением положений ст. ст. 18 и 364 ГК РСФСР 1922 г. в части общих оснований прекращения юридического лица ("существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной власти, если оно уклоняется от предусмотренной уставом или договором цели или если его органы (общее собрание, правление) в своей деятельности уклоняются в сторону, противную интересам государства") и оснований прекращения акционерного общества ("по постановлению правительства в случае уклонения о-ва от указанной в уставе цели, а равно в случае уклонения его органов в сторону, противную интересам государства"). Похожие основания мы видим и после принятия ГК РСФСР 1964 г. <1>. Декретом СНК РСФСР от 25 ноября 1921 г. "О товариществах (артелях) ответственного труда" предусматривалось такое основание прекращения: "По приговору судебных властей, когда деятельность товарищества будет признана противозаконной или наносящей существенный вред государственным интересам".

--------------------------------

<1> Так, п. 39 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143, указывал, что деятельность кооператива прекращается с ликвидацией его дел и имущества в случае "признания кооператива по решению исполкома местного Совета депутатов трудящихся по месту нахождения кооператива уклонившимся от цели, указанной в Уставе" (Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1965. N 23. Ст. 144).

В новейший период мы находим иное понимание оснований принудительной реорганизации обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Так, п. 24 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью 1990 г. указывал, что деятельность общества прекращается, в том числе "на основе решения государственного арбитража или суда... в случаях систематического или грубого нарушения им законодательства". Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990 г. указывал, что предприятие ликвидируется, в том числе в случаях "принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РСФСР, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; признания судом или арбитражным судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РСФСР и входящих в его состав республик". Пункт 136 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, устанавливал, что общество может быть ликвидировано, в том числе в случае "нарушения обществом действующего законодательства". Статья 17 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливала, что юридическое лицо ликвидируется "по решению суда, арбитражного суда в случае... систематического осуществления деятельности, противоречащей целям деятельности юридического лица, или без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства". Как видно, в новейший период в большинстве случаев, в той или иной форме, в качестве основания для принудительной ликвидации признается нарушение действующего законодательства.

Статья 61 ГК, указывая на основания принудительной реорганизации, отмечает, что юридическое лицо может быть ликвидировано "по решению суда" в случае: 1) допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 3) в иных случаях, предусмотренных ГК. Ряд законов устанавливают дополнительные основания для принудительной ликвидации. Статья 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает применение порядка принудительной ликвидации кредитной организации, предусмотренного ст. 23.1 того же Закона, в том случае, если после принятия решения участниками кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 указанного Закона примет решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Отдельные основания указывает ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которая предусматривает процедуру исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Статья, в частности, предусматривает, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо при наличии одновременно всех указанных признаков может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

Некоторые законы конкретизируют положения ГК в части указания на правонарушения, которые могут послужить основанием для принудительной ликвидации. Так, ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает право органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, предъявить требование в суд о ликвидации общества в случае, если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации при наличии оснований, указанных в этой статье (нарушение соотношения размера чистых активов и уставного капитала). Статья 34 Федерального закона "О защите конкуренции" указывает, что в случае создания коммерческой организации без получения предварительного согласия антимонопольного органа или с нарушением порядка уведомления о таком создании организация может быть не только принудительно реорганизована, как указывалось выше, но и принудительно ликвидирована.

Перечень оснований ликвидации юридического лица, данный в действующем ГК, является наиболее полным и систематизированным за всю историю российского права. Однако он не охватывает всех оснований, кроме того, если ГК предусматривает в качестве оснований принудительной ликвидации только правонарушение, то специальные законы признают возможным осуществление принудительной ликвидации и при бездействии, которое формально под правонарушение не подпадает.

Кроме того, формулировки некоторых оснований весьма расплывчаты, что послужило основанием как для проверки их конституционности, так и для разъяснений высших судебных инстанций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", а также, в частности, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".

В частности, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П было отмечено, что "отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица... не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов... оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц". По мнению Конституционного Суда, эта норма "должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям". Позднее схожие положения сформулировал и Президиум ВАС РФ, указавший, что "при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены" (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").

Законодательство предусматривает два порядка принудительной ликвидации: судебный и административный <1>. Первый является основным, поскольку административный порядок (точнее говоря, закон - ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - говорит об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа <2>) применяется только для ликвидации недействующего юридического лица в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <3>.

--------------------------------

<1> Причем ГК предусматривает только судебный порядок. Это замечание справедливо отмечается в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол N 68 от 16 марта 2009 г.): "Действующему законодательству известна лишь одна форма принудительной ликвидации - судебная, однако для недействующего юридического лица предусматривается процедура внесудебного исключения из реестра".

<2> Интересна позиция судов по вопросу о правовом режиме "исключения". Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" указывает, что при применении судами нормы ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимо учитывать, что "процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией". С нашей точки зрения, такая позиция представляется весьма спорной, ведь по своему результату и последствиям прекращение существования юридического лица "исключение" есть не что иное, как принудительная ликвидация, только со специфическим правовым режимом. Отметим, что административный порядок принудительной ликвидации широко использовался в советские годы либо в качестве самостоятельного порядка, либо (в некоторых документах) как альтернатива судебному.

<3> Об особенностях применения указанной статьи см. также: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Судебный порядок принудительной ликвидации может быть применен по иску уполномоченных государственных органов и должностных лиц, к которым относятся: налоговые органы, антимонопольные органы, Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и ряд иных. Некоторыми законами возможность подачи иска о принудительной ликвидации ставится в зависимость от различных условий. В частности, в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций") <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 2 указанного Закона кредитная организация считается не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Основанием для начала ликвидационных процедур является вступление решения суда о ликвидации в законную силу. Таким образом, никакого дополнительного решения каких-либо органов управления для начала ликвидационных процедур юридического лица не требуется: эти процедуры должны произвести лица, указанные в решении суда.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В решении указываются: в отношении юридического лица - его наименование и место нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имена, отчества, даты рождения и место жительства. Участники (учредители) привлекаются к участию в деле в качестве ответчиков по заявлению истца или по инициативе арбитражного суда, поскольку дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, вытекают из публичных правоотношений. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица. Арбитражный суд при рассмотрении иска о ликвидации вправе назначить ликвидатора, если придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. Общих требований к ликвидатору закон не содержит. Такие требования устанавливаются для ликвидируемых организаций, осуществлявших деятельность в отдельных отраслях. К примеру, специальные требования установлены для ликвидаторов кредитных организаций. В частности, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" представление кандидатуры ликвидатора кредитной организации в арбитражный суд и утверждение этой кандидатуры арбитражным судом осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для представления и утверждения конкурсного управляющего кредитной организации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления указанными лицами в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры <1>. Для отдельных организаций сроки ликвидации специально устанавливаются законом. В частности, в соответствии со ст. 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации. Если учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении ликвидатора.

--------------------------------

<1> ГК по поводу сроков деятельности лиц, осуществляющих ликвидацию, регулирующих положений не содержит. Высший Арбитражный Суд РФ в одном из своих определений принципиально подчеркнул, что "регламентированный положениями статей 61 - 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур" (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2008 г. N 11133/08).

Деятельность лиц, на которых решением суда возложена обязанность по ликвидации юридического лица, ничем не отличается от деятельности ликвидационной комиссии при осуществлении добровольной ликвидации. Не предъявляет к их деятельности законодательство и общих требований. Таковые содержатся только в законодательстве о банковской деятельности, где специально отмечено, что ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Он обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства. Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для конкурсного производства.

Административная процедура ликвидации состоит в принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и его опубликовании в течение трех дней с момента принятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем (судебном) порядке, установленном гражданским законодательством.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью может произойти и вследствие признания его банкротом. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). В соответствии со ст. 149 Закона основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В порядке, установленном для ликвидации вследствие банкротства, юридическое лицо ликвидируется также в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого добровольно юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае действуют особые правила банкротства (банкротство ликвидируемого должника), установленные ст. ст. 224 - 226 Закона о несостоятельности (банкротстве).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: