Кафедра гражданского процессуального права. Введение

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

Кафедра гражданского процессуального права

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

КАЗАНЬ

Автор:

Хисамов Азат Хамзович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Опыхтина Елена Генриховна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ФГАОУ ВПО КФУ.

Всеволодов Сергей Александрович, старший преподаватель кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВПО «РАП», судья Вахитовского районного суда г.Казани.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 08 от 07 марта 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 28 марта 2012 г.).

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012

© Хисамов А.Х., 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………..……………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы ……..…………………..…7

Тематический план…………………….……………….……………….....7

Программа курса…………………………….............................................10

Планы семинарских (практических) занятий …………………….…….22

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов.....................................................................84

Контрольные задания …………………………….….........................89

Примерная тематика курсовых работ ………………........................97

Литература……………………………………………………………….99

Вопросы для подготовки к экзамену…..………………………...….....103


ВВЕДЕНИЕ

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Гражданский процесс» относится к базовой части профессионального цикла направления подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Цель освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Гражданский процесс» является освоение студентами знаний о предмете, методах, принципах, содержании гражданского процессуального права, о правилах гражданского судопроизводства, формирование у студентов навыков по применению полученных знаний при решении конкретных задач в области гражданских процессуальных отношений.

Задачами преподавания дисциплины «Гражданский процесс» являются:

- освоение важнейших понятий и категорий гражданского процессуального права, выработка умения оперирования специальной терминологией;

- определения места и роли гражданского процессуального права в системе российского права;

- изучение источников гражданского процессуального законодательства;

- расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера;

- выработка навыков составления документов процессуально-правового характера;

Изучение гражданского процессуального права в процессе подготовки бакалавров имеет важное значение.

Как учебная дисциплина «Гражданский процесс» направлено на:

- изучение гражданской процессуальной теории в сочетании с действующим гражданским процессуальным законом и судебной практикой;

- овладение гражданской процессуальной формой для умелого совершения гражданских процессуальных действий в установленном в ГПК РФ порядке;

Конечной целью обучения является профессиональная подготовка студентов к практической юриспруденции в гражданском судопроизводстве в роли секретаря суда и судебного заседания, заведующего канцелярией в суде, помощника судьи, а также собственно судьи, прокурора либо судебного представителя (адвоката, юрисконсульта), а также в дальнейшем судьи апелляционной, кассационной или надзорной инстанций.

Являясь базовой учебной дисциплиной в юридическом вузе, дисциплина гражданское процессуальное право способствует подготовке специалистов подготовке специалистов для органов юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, юридических служб предприятий, учреждений, организаций.

Изучение содержания и специфики реализации принципов гражданского процессуального права, постадийного движения (развития) производства по делу, порядка рассмотрения дела и процедур обжалования вынесенных по делу судебных актов, а также современных тенденций разрешения коллизий, возникающих в процессе рассмотрения отдельных категорий гражданских дел помогает студентам вырабатывать умение толковать и применять нормативные акты; юридически грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты; совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством.

Получение навыков составления документов, опосредующих участие и развитие гражданского судопроизводства, выработка алгоритма совершения отдельных процессуальных действий и применения мер принудительного исполнения, свидетельствует о важном не только теоретическом, но и практическом значении дисциплины «Гражданский процесс».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

А) в нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

Б) в правоприменительной деятельности:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- способность осуществить подготовку юридических документов (ПК-7);

В) в правоохранительной деятельности:

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-9).

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-10);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способность толковать различные правовые акты (ПК-11);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-12);

в педагогической деятельности:

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-13);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-14);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате усвоения курса студенты должны:

знать:

- смысл и содержание основных правовых понятий в терминологии гражданского процессуального права, предмет и метод правового регулирования отношений в сфере гражданского судопроизводства, систему источников гражданского процессуального права, основные начала (принципы) гражданского процессуального права, порядок возбуждения дела в суде первой инстанции, рассмотрения дела, обжалования судебных актов, правовые последствия неисполнения требований гражданского процессуального законодательства и т.д.;

уметь:

- свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом, толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и квалификации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; уметь анализировать и решать процессуальные проблемы.

владеть:

- терминологией и основными понятиями, используемыми в гражданском процессуальном праве; навыками составления процессуальных документов и осуществления профессиональной деятельности; методами сбора нормативной и фактической информации, методами анализа юридической практики навыками самостоятельной работы и активной познавательной деятельности, в совокупности с готовностью к саморазвитию и умение выстраивать стратегии личного и профессионального обучения и развития, а также навыками разрешения правовых проблем и коллизий реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер по урегулированию споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: